Новосибирские физики докажут возможность превращения одной элементарной частицы в другую

20 апреля 2015, 10:15 UTC+3 НОВОСИБИРСК НОВОСИБИРСК 20, апреля. /ТАСС
Эксперимент будет проходить на ускорительном комплексе J-Park в Японии при участии специалистов из 12 стран, в том числе России, Китая, Великобритании и Франции
© ИТАР-ТАСС/Валерий Шарифулин

НОВОСИБИРСК, 20 апреля. /ТАСС/. Специалисты новосибирского Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН в составе международного коллектива ученых примут участие в глобальном эксперименте, цель которого - доказать неполноту Стандартной модели, описывающей взаимодействие элементарных частиц. Об этом сообщил журналистам в Новосибирске руководитель эксперимента, профессор университета Осаки (Япония) Йоситака Куно.

"Эксперимент предназначен для поиска определенного процесса физики элементарных частиц. Это один из способов поиска новых частиц - поиск очень редких процессов, вероятность которых достигает 10 в -16 степени. Мы ищем очень редкий процесс перехода одной элементарной частицы - электрона, в другую - мюон", - сказал он.

Исполнительный директор эксперимента Сатоши Михара пояснил журналистам, что Стандартная модель, которая описывает взаимодействие частиц, такого процесса не предусматривает, соответственно, его экспериментальное наблюдение будет означать, что она неполна и нуждается в расширении.

Эксперимент COMET будет проходить на ускорительном комплексе J-Park в Японии при участии специалистов из 12 стран, в том числе России, Китая, Великобритании и Франции. Как сообщил Йоситака Куно, сейчас смонтировано около половины необходимого оборудования. К экспериментам на ускорителе ученые планируют приступить в 2017 году, а анализировать их результаты будут в 2020-е годы.

Как сказал журналистам заместитель директора ИЯФ СО РАН Юрий Тихонов, новосибирские физики займутся разработкой и созданием электромагнитного калориметра - прибора для измерения энергии частиц, а также системы активной защиты от космических лучей. Кроме того, подчеркнул Тихонов, группа сибирских ученых будет участвовать в сборе и анализе данных.

Помимо ИЯФ, от российской стороны в эксперименте принимают участие московского Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) и Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Стандартная модель - теория строения и взаимодействия элементарных частиц, лежащая в основе соответствующего раздела физики. Согласно ей, процесс формирования любого вещества можно описать как взаимодействие набора элементарных частиц - 6 лептонов, 6 кварков и 12 соответствующих им античастиц. Все они были обнаружены экспериментально. Последнюю - бозон Хиггса - удалось детектировать в 2012 году с помощью Большого адронного коллайдера.