Научные открытия военного времени

5 мая 2015, 17:49 UTC+3
Во время войны были очень востребованы и результаты работы медиков, химиков и биологов
© Архив ИТАР-ТАСС

Академик Сергей Вавилов, ставший в 1945 году президентом Академии наук СССР считал, одним из просчетов, обусловливших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советских ученых и научных открытий.

Во время войны советские ученые не прекращали своих исследований. Многие из полученных результатов пригодились не только на войне, но и нашли свое применение и были развиты в мирное время.

Флатер и шимми — это не просто загадочные слова, за ними стоят явления, связанные с вибрацией. От нее ломались самолеты с тех пор, как в 1930-х годах они начали переходить на относительно высокие скорости. Обе проблемы решил математик Мстислав Келдыш, так что во многом благодаря его исследованиям мы сегодня можем летать на самолетах.

Физик Владимир Векслер в военное время занимался не только прикладными исследованиями, но и фундаментальными, и в 1944 году предложил принцип, который теперь лежит в основе работы всех ускорителей частиц, в том числе знаменитого Большого адронного коллайдера.

Химик Иван Назаров накануне войны изобрел клей, с помощью которого можно было в полевых условиях склеивать боевую технику. В мирное время клей также широко использовался, в том числе его применяли для склеивания мрамора в метро.

Конечно, во время войны были очень востребованы и результаты работы медиков, химиков и биологов: так, например, появилась вакцина от туляремии – заболевания, которое переносят мыши, чрезвычайно размножившиеся во время войны. Эти несколько примеров — лишь малая часть открытий и разработок, сделанных во время Великой отечественной войны.

Подробнее читайте на сайте научно-популярного проекта "Чердак".