Агрессивность может быть вызвана чрезмерной гибелью клеток в мозгу, выяснили ученые

25 мая 2015, 13:10 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 25, мая. /ТАСС
"Возможно, когда-нибудь чрезмерную агрессию станут лечить подобно депрессии", - считает Владимир Науменко из Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске
© Михаил Метцель/ТАСС/Архив

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Агрессивное поведение может вызываться чрезмерной гибелью нейронов в мозгу, предполагают ученые из Новосибирска. Статья с результатами их исследования опубликована в журнале Behavioural Brain Research.

И у животных, и у человека на ранних стадиях формирования мозга образуется избыточное количество нейронов. Сразу после рождения они начинают гибнуть, а из тех, что остаются, формируется структура мозга. Нарушение этого процесса - чрезмерная или недостаточная гибель нейронов - может приводить к развитию психических и неврологических заболеваний, таких как депрессия, болезни Паркинсона и Альцгеймера. В процессах образования нейронов и их гибели участвуют особые белки - нейротрофические факторы. Среди них ученые выделяют BDNF и его вещество- предшественник - proBDNF.

"Нейротрофический фактор BDNF - это один из белков в мозге, необходимый для образования новых связей между нейронами. Нарушения в его работе могут приводить к психическим заболеваниям, например, депрессии. В то же время его предшественник, proBDNF обладает обратной активностью. Он участвует в процессах клеточной гибели", - сказал Владимир Науменко из Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске.

Науменко и его коллеги впервые исследовали роль этих белков в регуляции наследственно обусловленного агрессивного поведения. Они измеряли уровень и активность их выработки в мозгу специально выведенных крыс. На протяжении более 70 поколений в одной группе животных для размножения отбирали зверьков, которые агрессивнее всего реагировали на людей, а в другой, наоборот, - самых миролюбивых. Ученые исследовали три основных структуры в мозгу животных: область ядер шва среднего мозга, гиппокамп и фронтальную кору. Они увидели существенные различия между двумя группами подопытных: у агрессивных крыс был повышен уровень белка proBDNF в гиппокампе и ядрах шва.

"Чтобы ответить на вопрос, что именно происходит в мозгу у крыс, нужно провести дополнительные исследования с подсчетом клеток и исследованием дополнительных факторов клеточной гибели. На основе полученных нами данных можно предположить, что у них более интенсивно идет клеточная гибель", - пояснил Науменко.

Для того чтобы выяснить, насколько эти результаты можно перенести на человека, нужны дополнительные исследования. "Сейчас высокоагрессивное поведение, наверное, можно охарактеризовать как неврологическое расстройство и, возможно, когда-нибудь чрезмерную агрессию станут лечить подобно депрессии", - сказал ученый.