Американские генетики нашли способ выращивать гигантские помидоры

26 мая 2015, 17:59 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 26, мая. /ТАСС

Плоды, как и другие части растения, образуются из особых тканей - меристем

© ИТАР-ТАСС/Сергей Бобылев

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Американские ученые обнаружили генетический механизм, который управляет размером плодов томатов. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Genetics.

Помидоры попали в Европу из Южной Америки около 500 лет назад и те томаты, которые выращиваются сейчас, по сравнению с дикими сортами, огромны. Плоды, как и другие части растения, образуются из особых тканей - меристем. Меристемы состоят из клеток, которые могут активно делиться и превращаться в клетки других тканей.

Влияние размеров меристем на образование цветов и плодов относительно мало изучено, хотя "у кукурузы, например, разница в размерах меристем влияет на количество зерен на початках", - пишут в своей статье Закари Липпман (Zachary Lippman) из Лаборатории в Колд Спринг Харбор (США) и его коллеги.

Авторы статьи исследовали два сорта помидоров с особенно крупными плодами. Они обнаружили, что процесс деления клеток меристем контролируют два гена, один из которых необходим для стимуляции роста клеток, другой - для контроля их деления. Появление у помидоров крупных плодов связано с мутациями второго гена. Молекула белка, за производство которого отвечает этот ген, для "правильной" работы должна иметь в своем составе три углеводных фрагмента. Если их число уменьшить, размер плодов увеличится.

Поскольку этот генетический механизм есть не только в помидорах, но и в большинстве растений, ученые полагают, что таким образом можно выращивать плоды нужных размеров самых разных сельскохозяйственных культур.