На Большом адронном коллайдере начался новый этап экспериментов после более 2 лет перерыва

3 июня 2015, 10:01 UTC+3 ЖЕНЕВА /Корр. ТАСС, Константин Прибытков

© ИТАР-ТАСС/EPA

ЖЕНЕВА, 3 июня. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Специалисты Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) после продолжавшегося почти 27 месяцев перерыва приступили к новому этапу экспериментов на крупнейшем в мире ускорителе заряженных частиц - Большом адронном коллайдере (БАК). Как сообщила 3 июня пресс- служба ЦЕРН, в ходе научных исследований энергия столкновений пучков протонов впервые достигнет 13 тераэлектронвольт (ТэВ) - это более чем в полтора раза выше прежнего уровня.

"Сейчас БАК готов получать данные на беспрецедентно высокой энергии - 13 ТэВ, что почти в два раза больше чем на первом трехлетнем этапе", - отметили в ЦЕРН.

Среди задач нынешнего, второго по счету для БАК "рабочего сезона", который продлится до 2018 года, - проникновение в тайны загадочной темной материи, антиматерии и кварк-глюонной плазмы. Впечатляющим достижением предыдущего этапа исследований (2011-2012 гг.) на ускорителе стало обнаружение бозона Хиггса, отсутствовавшего на протяжении десятилетий последнего звена физической теории "Стандартного типа". Это открытие принесло бельгийскому ученому Франсуа Энглеру и британскому профессору Питеру Хиггсу в 2013 году Нобелевскую премию по физике.

БАК, представляющий собой 27-километровое "кольцо", сооруженное в туннеле под землей на территории Швейцарии и Франции, был запущен 5 апреля после продолжавшейся двух лет модернизации, цель которой состояла в повышении энергии столкновения пучков. Если раньше она составляла 8 ТэВ (по 4 ТэВ на каждый пучок), то теперь будет 13 ТэВ (по 6,5 ТэВ на каждый пучок). По мнению ученых, это откроет новые возможности для исследований.