Ученые раскрыли секрет массового вымирания морских существ 252 млн лет назад

15 июня 2015, 12:56 UTC+3 АБУ-ДАБИ июня. /Корр.ТАСС, Алексей Кошелев

Изучение эмиратских скал позволило установить, что причиной экологической катастрофы стал выброс углекислого газа в атмосферу в результате извержения вулканов

© Архив EPA/MIKE NELSON

АБУ-ДАБИ, 15 июня. /Корр.ТАСС Алексей Кошелев/. За миллионы лет в эмиратской каменистой пустыне практически ничего не изменилось, что создает уникальные условия для работы ученых-палеонтологов. На этот раз, как сообщила газета "Нэшнл", Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) открыли секрет массового вымирания морских существ в пермо- триасовый период 252 миллиона лет назад.

Изучение эмиратских скал, пишет издание, позволило установить, что причиной экологической катастрофы стал выброс углекислого газа в атмосферу в результате извержения вулканов. Тогда раскаленная лава оказала воздействие на осадочные карбонатные породы, что привело к повышению уровня кислотности в мировом океане.

По данным газеты, об этом удалось узнать в ходе анализа различных слоев каменистых отложений на территории ОАЭ, которые в конце пермского периода являлись морским дном. Оказалось, что "пермо-триассовое" вымирание проходило в два этапа. Сначала насыщение атмосферы углекислым газом происходило достаточно медленно, что вызвало исчезновение значительного числа чувствительных к внешней среде организмов. Постепенно уровень таких выбросов достиг опасных значений, что оказало прямое воздействие на состояние морской среды. В итоге порядка 90 процентов морских существ вымерли.

Исследование этого процесса, как подчеркнули ученые в беседе с журналистами "Нэшнл", позволяет лучше понять суть явлений, которые имеют место в наше время. "Более 250 миллионов лет назад уровень вулканической активности по высвобождаемой энергии значительно превышал все современные мощности человечества, - заметили в университете Эдинбурга. - Однако ключевым моментом в этом плане является именно скорость насыщения атмосферы углекислым газом. В этом плане сегодняшняя ситуация полностью повторяет модель пермо- триасового вымирания".

Катастрофа на рубеже пермского и триасового периода считается наиболее крупной в истории нашей планеты. Всего науке известно пять таких явлений, в том числе, мел- палеогеновое вымирание 66 миллионов лет назад, когда исчезли все сухопутные динозавры.