Ученые из РФ и Ирландии смогли разделить "правые" и "левые" наночастицы

17 июня 2015, 18:38 UTC+3
Модели правовращающих и левовращающих квантовых точек, использованных в эксперименте

© Пресс-служба Университета ИТМО

МОСКВА, 17 июня. /Корр. ТАСС Александра Борисова/. Ученые из Тринити- колледжа (Дублин) и Университета ИТМО (Санкт-Петербург) впервые установили, что нанокристаллы, считавшиеся одинаковыми, на самом деле, являются смесью "правых" и "левых" частиц, являющихся отражением друг друга, и смогли разделить эту смесь, сообщили ТАСС в ИТМО.

Результаты своей работы ученые представили на страницах двух журналов: Nano Letters и Nature Protocols.

Разработанный метод может найти применение в биофармацевтике, нанобиотехнологии, нанотоксикологии и биомедицине, в особенности для медицинской диагностики и адресной доставки лекарств.

Ранее ученым было известно о "правых" и "левых" молекулах, которые имели одинаковую формулу, но являлись несовместимыми друг с другом зеркальными отражениями, как правая и левая рука (например, лишь одна из форм ибупрофена - это обезболивающее, а вторая - яд).

С момента появления первых искусственных нанокристаллов считалось, что свойство хиральности, то есть несовместимости со своим зеркальным отражением, в них либо отсутствует, либо проявляется хаотично. Совместный эксперимент, проведенный учеными из России и Ирландии, впервые показал, что стандартные нанокристаллы (квантовые точки и стержни из селенида кадмия) на самом деле формируют смесь "правых" и "левых" форм, и смогли разделить их.

"Во всем мире существует огромная потребность в новых способах получения хиральных наночастиц... По сути, если все наночастицы действительно хиральны, то при взаимодействии с биологическим объектом 50%. смеси наночастиц проникнут в него, в то время как другие 50%. останутся снаружи. Для нанотоксикологии, например, такой вывод имеет критическое значение, а раньше этого никто не учитывал", - сказал один из авторов работы Юрий Гунько.