NASA: в атмосфере Луны наблюдаются неравномерные пылевые облака

18 июня 2015, 9:58 UTC+3 НЬЮ-ЙОРК /Корр. ТАСС, Сергей Хаботин
Ученые установили, что облака состоят из мелких частиц лунного грунта, поднятых в результате падения комет и астероидов
© EPA/LUKAS COCH

НЬЮ-ЙОРК, 18 июня. /Корр. ТАСС Сергей Хаботин/. Луна действительно окружена неравномерными пылевыми облаками.

Это подтвердило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), обработавшее последние данные, собранные американской автоматической станцией LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer).

Эти облака, как установили ученые, состоят из мелких частиц лунного грунта, поднятых в "воздух" в результате падения комет и астероидов на поверхность естественного спутника Земли. В NASA отметили, что хотя предположения о наличии пылевых облаков в атмосфере Луны высказывались и раньше, полученные с помощью LADEE данные впервые позволили это подтвердить "документально".

"Установление наличия пылевых облаков, окутывающих Луну, стало прекрасным подарком миссии LADEE, - заявил один из участников исследования, профессор астрофизики Университета штата Колорадо Михай Хорани. - Мы теперь можем использовать эти наблюдения в изучении других безвоздушных планетарных объектов, таких как спутники других планет и астероиды".

Еще один участник проекта LADEE Рик Элфик пояснил, что Луна, как и Земля, сталкивается с огромным количеством небольших космических объектов. Но если на Земле они сгорают в плотной атмосфере планеты, сильно разреженная газовая оболочка Луны не представляет для них реального препятствия, и они на большой скорости врезаются в ее поверхность, вызывая пылевые выбросы.

Это новое открытие вызвало большой интерес у ученых, исследующих Луну, но оно, как они с сожалением констатировали, не предоставило объяснений загадочному явлению - свечению над лунным горизонтом перед восходом Солнца, которое наблюдали американские астронавты, участвовавшие в миссиях "Аполлон" в 1960-х и 1970-х годах.

"Обнаруженные нами облака состоят из более крупных частиц, и их плотность слишком низка, чтобы их могли заметить астронавты", - сказал Хорани.

Миссия LADEE завершилась в апреле прошлого года. Станция на скорости около 5,8 тыс. км в час врезалась в поверхность Луны на ее темной стороне и, возможно, полностью испарилась. Аппарат был выведен в космос 6 сентября 2013 года. Главной задачей станции было изучение атмосферы Луны и пыли на ее поверхности. Уникальность проекта заключалась в том, что впервые связь с орбитальной обсерваторией осуществлялась с помощью лазерных коммуникационных технологий.