Антропологи нашли у древнего европейца-кроманьонца следы родства с неандертальцами

22 июня 2015, 18:43 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 22, июня. /ТАСС
Один из древнейших известных европейцев современного типа имел в роду неандертальского предка, отстоящего от него всего на 4-6 поколений, выяснили ученые
© Архив ТАСС/EPA/MARCEL VAN HOORN

МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. Один из древнейших известных на сегодняшний день европейцев современного типа имел в роду неандертальского предка, отстоящего от него всего на 4-6 поколений, выяснили ученые. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

В 2002 году в Румынии на археологической стоянке Пештера-ку-Оасе были найдены останки человека современного. Метод радиоуглеродного анализа позволил установить, что их обладатель жил приблизительно 42-37 тыс. лет назад, что делает его одним из древнейших известных науке европейцев. По названию стоянки этот индивид был назван Оасе 1.

Анализ этих останков показал, что у их владельца были некоторые черты, характерные для неандертальцев, поэтому антропологи предположили, что в его роду были как люди современного типа, так и неандертальцы. Теперь ученые смогли исследовать ДНК в этих останках и оценить содержание в ней неандертальских генетических последовательностей в 6-9,4%.

"Тот факт, что у Оасе 1 был неандертальский предок, отстоящий от него на всего 4-6 поколений, позволяет датировать момент скрещивания менее чем двумя веками до появления Оасе 1", - пишут в своей статье Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге (Германия).

Ранее ученые полагали, что люди современного типа, переселявшиеся в Евразию из Африки, смешивались с неандертальцами в районе Средней Азии около 50-60 тыс. лет назад, а затем распространялись дальше по Евразии. Результатом этого скрещивания стало то, что в геномах ныне живущих людей (кроме жителей Африки) содержится 1-3% неандертальской ДНК.

По Европе человек современный расселился 45-35 тыс. лет назад. Различные останки, найденные в разных точках Европы, свидетельствует о том, что люди и неандертальцы несколько тысяч лет сосуществовали в Европе и могли скрещиваться, теперь анализ ДНК Оасе 1 стал этому подтверждением. Сам индивид не оставил следов в геномах современных европейцев. Ученые полагают, что популяцию, к которой он принадлежал, сменили затем другие человеческие группы.