Найденный в Германии предок черепахи помог ученым объяснить происхождение панциря

26 июня 2015, 13:03 UTC+3 ВАШИНГТОН ВАШИНГТОН 26, июня. /ТАСС
© EPA/DANIEL NAUPOLD

ВАШИНГТОН, 26 июня. /ТАСС/. Древний предок черепахи, найденный в Германии, помог ученым понять происхождение панциря. Об этом сообщила газета "Вашингтон пост".

Этот вид получил название Pappochelys, что на греческом означает "дедушка черепахи". Его ископаемые останки были обнаружены в известняковом карьере близ Штутгарта в Германии. Ученые считают, что представители данного вида населяли землю в середине триасового периода 240 млн лет назад. По морфологическим признакам он является переходным между древнейшими известными предками черепахи - Eunotosaurus, жившим 260 млн лет назад, и Odontochelys, обитавшим на нашей планете 220 млн лет назад.

Длина животного составляет 20 см от кончика носа до хвоста. По данным ученых, описавших этот вид, "у него были тонкие лапы и причудливое квадратное тельце".

Для исследователей находка крайне важна: по останкам "дедушки черепахи" видно, что у него только начинали формироваться спинной щит панциря - карапакс и брюшной - пластрон. Они появились у черепах значительно позже - только через 20 млн лет. При этом у Pappochelys уже было два отверстия в височной части черепа, необходимых для крепления челюстных мышц. Они характерны для видов, к которым относятся крокодилы, некоторые змеи и ящерицы.

"Костные структуры этого вида, похожие на ребра, уже начали срастаться, формируя то, что впоследствии станет брюшной пластиной у черепах, - пояснил сотрудник Национального музея естественной истории Ханс-Дитер Зуес. - Pappochelys - переходный вид, а они - самые важные в палеонтологии, потому что помогают изучить ход эволюции и делать самые неожиданные открытия".