Ученые нашли новый фермент, отвечающий за аромат роз

3 июля 2015, 20:12 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 3, июля. /ТАСС

© EPA/DIEGO AZUBEL

МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Французские ученые обнаружили фермент, отвечающий за синтез в лепестках розы одного из основных компонентов аромата этого цветка. Они полагают, что их результаты можно использовать для селекции роз с сильным запахом. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

"Интенсивность запаха роз может быть связана с ферментом RhNUDX1 и монотерпенами, которые он производит, и наши результаты могут подсказать способ восстановить запах у роз с низким уровнем выработки этого фермента", - пишут в своей статье Жан-Луи Магнар (Jean-Louis Magnard) из Университета Лиона (Франция) и его коллеги.

До сих пор ученым были известны некоторые ферменты, которые участвуют в синтезе летучих веществ, составляющих запах роз. Большинство исследований, посвященных этой теме, связаны с изучением биосинтеза спиртов монотерпенов - одной из основных групп веществ, отвечающих за приятный запах роз. В их производстве участвуют ферменты терпен- синтазы. Некоторые ученые полагали, что только терпен- синтазы и необходимы розам для выработки монотерпенов, однако Магнар и его коллеги обнаружили RhNUDX1 - ранее неизвестный фермент, отвечающий за синтез этих компонентов. Этот фермент активен в клетках розовых лепестков.

В своей работе ученые сравнили генетический код двух сортов роз: Papa Meilland и Rogue Meilland. Первый сорт обладает сильным запахом, а второй, наоборот, - очень слабым. Магнар и его коллеги обнаружили, что за синтез гераниола - спирта с ярко выраженным запахом розы, который является основным компонентом розового масла, - отвечает фермент RhNUDX1.

Большая часть сортов роз, которые выращиваются сегодня, пахнут относительно слабо из-за того, что для селекционеров долгое время были важны другие характеристики цветов, такие как цвет и скорость увядания.

Ученые полагают, что в будущем результаты их исследований можно будет использовать для селекции роз с сильным запахом.