Тайна "девятой планеты": New Horizons долетел до Плутона

15 июля 2015, 12:25 UTC+3

Ученые ждут подтверждения гипотез, связанных с происхождением карликовой планеты

© EPA/MICHAEL REYNOLDS

Космический аппарат New Horizons, запущенный в 2006 году, долетел до Плутона, подойдя к нему на максимально близкое расстояние - примерно 12,5 тысячи километров. Он стал первым аппаратом, посетившим это небесное тело.

В последние дни New Horizons начал вести наблюдение за удаленной планетной системой. Благодаря этому выяснилось, что диаметр Плутона на 80 км больше, чем считалось ранее, и равен примерно 2370 км. Это означает, что его плотность тоже ниже, чем предполагалось, и внутри у него больше льда и меньше каменных материалов.

Белая ворона в Солнечной системе

Со времени своего открытия в 1930-м году и до недавних пор Плутон считался девятой планетой Солнечной системы, хоть и маленькой. Тем не менее он долго был белой вороной для астрономов. Без него Солнечная система выглядела очень аккуратно: Солнце, затем четыре планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс), затем пояс астероидов и еще четыре газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

Плутон, представляющий собой смесь из горных пород и льда, обращающийся по странной, вытянутой и наклоненной, орбите, выглядел в этой системе инородным телом. Это заставило ученых предположить, что на самом деле за орбитой Нептуна есть целая область, "населенная" малыми небесными телами, схожими с Плутоном. Впоследствии она была названа поясом Койпера.

Наличие такой области могло бы хорошо объяснить не только существование Плутона, но  и источник короткопериодических комет, таких как комета Галлея. Поэтому в конце 1980-х годов астрономы целенаправленно стали искать доказательства существования пояса Койпера.

Первый объект, подтвердивший его существование, был найден в 1992 году, а в последующие годы ученые обнаружили тысячи таких небесных тел размером от 50 до почти 2400 километров в поперечнике. В результате в 2006 году Плутон лишили официального статуса планеты, и он стал карликовой планетой, хотя и остается самым крупным объектом пояса Койпера, известным на сегодняшний день.

Первый полет к Плутону

Астрономы полагают, что в поясе Койпера более 100 тысяч небесных тел размером более 100 километров. Однако исследовать этот регион, находящийся в 5 миллиардах километров от Земли, имеющимися телескопами почти невозможно, лишь с помощью "Хаббла" ученым удалось разглядеть отдельные детали, например, наличие у Плутона кроме самого крупного его спутника Харона, еще четырех - Никты, Гидры, Стикса и Кербера. Последний был открыт только в 2012 году.

Теперь космический аппарат New Horizons сможет подробно картографировать Плутон и его спутники, исследовать тонкую атмосферу карликовой планеты и ее поверхность, собрать данные, которые позволят судить о ее внутреннем строении. В частности, ученые полагают, что под поверхностью Плутона может или когда-то мог скрываться океан жидкой воды.

Что уже выяснил New Horizons

Первые цветные снимки Плутона и Харона New Horizons получил еще в апреле этого года и с тех пор регулярно передавал на Землю новые изображения. По ним ученые смогли вычислить диаметр карликовой планеты - 2370 километров, плюс-минус 20 километров. Это подтвердило статус Плутона, как самого крупного объекта в поясе Койпера. Его соперником выступала другая карликовая планета - Эрида, диаметр которой составляет 2336 километров.

Также оказалось, что поверхность Плутона - пятнистая, размер пятен достигает нескольких сотен километров в поперечнике, а что они собой представляют - пока неизвестно. New Horizons подтвердил наличие у полюсов карликовой планеты ледяных шапок. Из какого льда они состоят, еще предстоит выяснить, считается, что поверхность Плутона покрыта замороженными метаном, азотом и угарным газом. Испаряясь, эти газы формируют тонкую атмосферу планеты.

Первородное вещество

Ученые полагают, что объекты пояса Койпера представляют собой остатки вещества, послужившего для формирования Солнечной системы несколько миллиардов лет назад, и их изучение позволит больше узнать, как именно она образовывалась.

Кроме того, ученым интересно выяснить, как сформировалась необычная пара Плутон-Харон. Харон настолько массивен для спутника, что вместе с Плутоном их часто рассматривают в качестве двойной планеты с общим центром масс, лежащим между небесными телами. Есть гипотеза, что когда-то крупное небесное тело врезалось в Плутон и из обломков, разлетевшихся в результате этого столкновения, затем образовались спутники планеты. Предполагается, что по подобному сценарию образовались и Земля с Луной.

У Плутона в Солнечной системе есть сородич - спутник Нептуна Тритон, считается, что он тоже родом из пояса Койпера. На Тритоне есть ледяные вулканы, которые выбрасывают воду и газы, вместо расплавленной магмы, как это делают вулканы на Земле. Возможно, и на Плутоне или других объектах из пояса Койпера New Horizons сможет обнаружить следы геологической активности.

Также изучение химического вещества Плутона, его спутников и других  объектов из пояса Койпера, который регулярно «поставляет» нам кометы, может также подтвердить гипотезу, согласно которой вещества, необходимые для зарождения жизни, на Землю могли принести кометы.

Все это - лишь часть гипотез, которые ожидают своей проверки по результатам полета New Horizons. Теперь остается ждать, пока аппарат отправит на Землю все собранные им данные. Полная пересылка данных, касающихся системы Плутона, закончится только в марте 2017 года. А покинув систему Плутона, New Horizons будет продолжать исследование пояса Койпера, Предположительно, космический аппарат закончит свою работу в 2026 году.

Межпланетная станция New Horizons. Досье