Ученые подтвердили существование в межзвездной среде углеродных наносфер

15 июля 2015, 20:04 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 15, июля. /ТАСС

Это закладывает базу для исследования состава межзвездного вещества

© Архив EPA/ESO/SERGE BRUNIER

МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Новые лабораторные эксперименты подтвердили наличие в межзвездной среде фуллеренов C60 (наноразмерных "шаров", состоящих из 60 атомов углерода).

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

В 1920-х годах в спектрах звезд, наблюдаемых через межзвездные облака, астрономы обнаружили линии, которые не могли быть объяснены ни свойствами самих звезд, ни наличием в межзвездных облаках простых атомов и молекул, таких как кальций, натрий, циан. Эти линии были названы диффузными межзвездными полосами. В настоящее время таких линий известно около 400, а природа их остается неизвестной.

В 1994 году астрономы сообщили об обнаружении двух новых диффузных межзвездных полос в ранее не исследованной инфракрасной области спектра, причем, по их мнению, причиной появления этих полос было наличие в межзвездной среде ионов фуллеренов. Ученые сделали вывод, что 0,6% всего углерода в межзвездной среде может существовать в виде фуллеренов. Однако до сих пор это открытие не было окончательно ни подтверждено, ни опровергнуто.

Джон Майер из Базельского университета (Швейцария) и его коллеги провели лабораторные эксперименты, в которых показали, что спектральные линии ионов фуллеренов C60 с очень высокой точностью совпадают со спектральными линиями, обнаруженными в 1994 году.

Это закладывает базу для идентификации и других диффузных межзвездных полос, в первую очередь тех, что возникают из-за наличия в межзвездной среде различных модификаций фуллеренов C60, и, соответственно, для исследования состава межзвездного вещества.