Ученые подтвердили, что метеориты ахондриты прилетают с Весты

23 июля 2015, 12:29 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 23, июля. /ТАСС

Карликовая планета Веста

© NASA/JPL-Caltech/UCAL/MPS/DLR/IDA

МОСКВА, 23 июля. /ТАСС/. Содержание калия и тория на поверхности карликовой планеты Веста схоже с их содержанием в составе метеоритов ахондритов, говорится в сообщении Института планетарных исследований в городе Тусоне (США).

Том Преттимен из Института планетарных исследований и его коллеги определили содержание радиоактивных изотопов калия и тория на поверхности Весты по данным, полученным космическим аппаратом NASA Dawn. "Определить содержание калия и тория важно, потому что эти данные позволяют ограничить возможный состав вещества, из которого образовалась Веста, и условия в ранней Солнечной системе", - сказал Преттимен, чьи слова приводятся в пресс-релизе, полученном в четверг ТАСС.

Ученые обнаружили, что по соотношение этих элементов на Весте схоже с таковым в составе ахондритов так называемой группы HED, метеориты которой состоят из минералов говардита, эвкрита и диогенита. Это поддерживает теорию, согласно которой Веста является их источником, а поскольку сходные минералы на Земле встречаются в магматических горных породах, то и ее статус "зародыша" планеты.

Весту ученые считают неразвившейся планетой из-за того, что на ней были обнаружены следы геологических процессов, сходных с процессами на планетах земной группы (Меркурии, Венере, Земле, Марсе). Ученые полагают, что соотношение калия и тория в коре Весты соответствуют их соотношению в том веществе, из которого она изначально образовалась вместе с Солнцем и другими планетам.

Как и в составе коры всех исследованных небесных тел внутренней области Солнечной системы, на Весте меньше калия, чем в солнечной фотосфере. Исследователи пока не могут объяснить это различие, однако Преттимен и его коллеги полагают, что возможной причиной относительного недостатка калия является формирование исследованных небесных тел при высоких температурах (температура расплавленной магмы составляет 700 - 1300 градусов по Цельсию), так что калий, который плавится при температуре 63,5 градуса Цельсия, а кипит при 759 градусах, не мог сконденсироваться.

Зонд Dawn был запущен в 2007 году для исследования астероида Весты и карликовой планеты Цереры. Он достиг Весты в 2011 году, в 2012 году покинул ее и отправился к Церере, к которой прибыл в марте 2015 года.