Ученые: одни и те же гены связаны с успеваемостью школьников по разным предметам

23 июля 2015, 16:09 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Екатерина Боровикова
Профессор генетики и психологии Ковас и ее коллеги проводили свое исследование в Великобритании на материале так называемого близнецового проекта раннего развития, который продолжается уже 20 лет
© Валерий Бушухин/архив ТАСС

МОСКВА, 23 июля. /Корр. ТАСС Екатерина Боровикова/. Одни и те же гены влияют на успехи в обучении по самым разным предметам, рассказала корр. ТАСС Юлия Ковас, профессор генетики и психологии Голдсмитс-колледжа Университета Лондона (Великобритания) и содиректор Международного Центра исследований развития человека Томского государственного университета.

"Используя близнецовый метод и анализ ДНК мы показали, что одни и те же гены влияют на успехи в самых разных школьных предметах", - сказала Ковас.

Она и ее коллеги проводили свое исследование в Великобритании на материале так называемого близнецового проекта раннего развития, который продолжается уже 20 лет. В нем участвуют 12 632 пары близнецов, данные о которых собираются с их рождения. Когда участникам проекта было по 16 лет, все они сдавали государственные экзамены, как по обязательным предметам: математике, английскому, естественным наукам, так и по предметам по выбору.

Данные об их оценках по этим экзаменам ученые использовали в своем исследовании, чтобы сравнить успехи в учебе генетически идентичных монозиготных близнецов, и дизиготных близнецов, которые не являются генетически идентичными. Кроме того, в распоряжении исследователей были образцы ДНК участников исследования, которые анализировались с помощью всегеномного анализа сложных признаков. В этом методе путем прямого сравнения ДНК несвязанных родством людей устанавливается, насколько генетические факторы влияют на определенный признак.

Известно, что все когнитивные способности, в том числе способности к обучению, находятся под влиянием как наследственности, так и среды. В частности, ранее на этой же выборке Ковас и ее коллеги показали, что успешность в сдаче экзаменов значительно зависит от генетических факторов. Теперь ученые поставили себе цель проследить связь между наследственностью и успехами в отдельных предметах.

Оказалось, что если, например, школьник хорошо сдает математику, то с большой вероятностью он будет хорошо сдавать экзамены и по художественной культуре или английскому языку. Проведя анализ близнецовых данных и данных генотипирования, ученые выяснили, что существует один набор генов, который вносит вклад в успеваемость по всем, самым разным предметам. Исследование Ковас и ее коллег опубликовано в журнале Scientific Reports.

Подробности можно прочитать на портале "Чердак".