Ученые в США выяснили, что магнитное поле Земли на 700 млн лет старше, чем считалось

31 июля 2015, 2:57 UTC+3 ВАШИНГТОН /Корр. ТАСС, Иван Лебедев
Об этом свидетельствуют результаты изучения вкраплений минерала магнетита в кристаллах циркона, которые "хранят" данные о магнитном поле уже в течение миллиардов лет
© EPA/HOTLI SIMANJUNTAK

ВАШИНГТОН, 31 июля. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Магнитное поле Земли образовалось на 700 млн лет раньше, чем до сих пор предполагала наука, и активно способствовало зарождению биологической жизни на нашей планете, защищая ее от губительного солнечного ветра. К такому выводу пришла группа американских ученых под руководством геофизика из Рочестерского университета (штат Нью-Йорк) Джона Тардуно, опубликовавшая в четверг результаты своих исследований в журнале Science.

Как выяснили специалисты, магнитное поле Земли возникло по крайней мере 4,2 млрд лет назад. Прежде считалось, что оно появилось 3,5 млрд лет назад, примерно через 1 млрд лет после формирования планеты. По словам Тардуно, об этом свидетельствуют результаты изучения вкраплений минерала магнетита в кристаллах другого минерала - циркона, которые "хранят в своей памяти" данные о магнитном поле уже в течение миллиардов лет. Они были взяты для исследования в районе Джек-Хиллс на западе Австралии, где сохранились старейшие горные породы на поверхности Земли.

Тардуно напомнил, что магнитное поле предохраняет Землю от солнечного ветра - потока ионизированных частиц из солнечной короны, обеспечивая защиту всей биологической жизни. "Без него планета была бы совсем пустынной", - отметил он.

"4 млрд лет назад солнечный ветер был гораздо сильнее, а его разрушительные способности были в 10 раз больше, чем сейчас, - подчеркнул геофизик. - Без магнитного щита атмосфера Земли не сохранилась бы, и вода на ее поверхности исчезла бы".

Считается, что Марс, обладающий крайне слабым магнитным полем, лишился запасов воды как раз из-за воздействия солнечного ветра. Ученые предполагают, что по этой же причине влагу в своей атмосфере потеряла Венера.