Астрономы обнаружили двойную черную дыру в центре квазара

28 августа 2015, 15:31 UTC+3
Галактики Mrk 231

© NASA/ESA/G.Bacon (STScI)

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Ученые впервые подтвердили существование двойной черной дыры в центре квазара, говорится в статье, опубликованной в августовском номере журнала The Astrophysical Journal.

Квазары - это очень яркие источники излучения, которые находятся за пределами нашей Галактики. Ученые предполагают, что во многих случаях в центрах квазаров находятся двойные сверхмассивные черные дыры, которые "встречаются" в результате слияния двух галактик. Теперь исследователи смогли подтвердить это предположение.

"В этой статье мы показываем, что спектр излучения галактики Mrk 231 в диапазонах от оптического до ультрафиолетового может быть интерпретирован, как излучение от аккреционных потоков сверхмассивной двойной черной дыры с большой полуосью в приблизительно 590 астрономических единиц и орбитальным периодом около 1,2 года", - пишут в своей статье Чан-Шоу Янь (Chang-Shuo Yan) из Национальной астрономической обсерватории Китая в Пекине и его коллеги.

Чан-Шоу Янь и его коллеги использовали данные наблюдений телескопа "Хаббл" для исследования галактики Mrk 231, которая находится примерно в 580 миллионах световых лет от нас. Авторы статьи предполагают, что в ее центре находятся две черные дыры размером приблизительно в 150 миллионов раз больше солнечной и 4,5 миллиона раз больше солнечной.

Если бы в центре галактики находилась одна черная дыра, излучение в ультрафиолете шло бы от всего ее аккреционного диска. Однако ближе к центру черной дыры свечение резко пропадает, поэтому ученые считают, что меньшая черная дыра обращается вокруг большей и "прогрызает" в пылевом диске свой путь. По расчетам ученых, через несколько сотен тысяч лет черные дыры столкнутся друг с другом.