Эксперт: археологи могут найти гробницу Чингисхана и забытые города майя

9 сентября 2015, 11:30 UTC+3 НЬЮ-ЙОРК /Корр. ТАСС, Игорь Борисенко

Еще одним открытием, которое ожидает историков , станет расшифровка минойской письменности

Работа скульптора Ивана Коржева "Чингисхан". 2008 год

© ИТАР-ТАСС/Александра Мудрац

НЬЮ-ЙОРК, 9 сентября. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Ответы на целый ряд исторических загадок, волновавших ученых на протяжении столетий могут получить в ХХI веке археологи за счет использования новейших технологий. С таким прогнозом выступил в интервью журналу National Geographic известный американский археолог Фредрик Хиберт.

"Использовние лидаров - дальномеров оптического диапазона - даст возможность археологам заглянуть под покров джунглей в таких странах, как Гондурас и Белиз и найти древние поселения, до сих пор неизвестные науке", - считает он. В то же время использование георадаров даст возможность "заглянуть" под землю и, не проводя раскопок, искать памятники прежних веков. В этой связи он отметил, что в рамках проекта "Долина ханов" с помощью данных со спутников его группа ведет поиск района, где может находиться гробница Чингисхана.

"Хотя мы пока ее не нашли, это - великолепный метод изучения больших территорий и поиска сравнительно мелких объектов, - отметил он. - В конце концов, тут все дело в цифрах: чем большая территория будет изучена, тем большая вероятность находок. Почему бы нам не найти в результате могилу Чингисхана? Или гробницу Александра Македонского?"

Археологам уже известно место неподалеку от Сианя, где находится гробница первого китайского императора Цинь Шихуанди (259 г до н.э. - 210 г до н.э.) , однако они не вскрывают захоронение из опасений повредить его. "Георадары и магнетометры дадут возможность изучить внутреннюю структуру гробницы, а со временем будут созданы миниатюрные роботы, которые смогут проникнуть в гробницу и собрать информацию, не повредив сооружение", - считает археолог.

Еще одним открытием, которое ожидает историков и археологов в будущем, станет, по его мнению, расшифровка минойской письменности, так называемого "Линейного письма А", появившегося, вероятно, в ХIХ-Х веках до н.э. "К настоящему времени найдены около 1400 предметов с надписями этим письмом, - напомнил он. - Почему бы не использовать сверхмощный компьютер для расшифровки?". Еще одна археологическая загадка, которая может быть разгадана в нынешнем веке - это огромные рисунки в пустыне Наска, видимые только с большой высоты. По мнению Хиберта, для решения этой задачи необходим как суперкомпьютер, так и большой объем геологических исследований.

В условиях глобального потепления климата археолог не исключает, что при отступлении ледников "очень вероятно" будут найдены останки неандертальца, обитавшего на европейском континенте 30-40 тыс. лет назад, а таяние вечной мерзлоты на берегах Канады позволит разыскать места стоянок древних викингов, совершавших плавания в Америку.