Ученые обнаружили на комете Лавджоя молекулы спирта

24 октября 2015, 3:20 UTC+3 ВАШИНГТОН /Корр. ТАСС, Иван Лебедев

Открытие было сделано с помощью 30-метрового телескопа Института радиоастрономии в миллиметровом диапазоне, расположенном в испанских горах Сьерра-Невада

© AP Photo/Dr. Scott M. Lieberman

ВАШИНГТОН, 24 октября. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Международная группа ученых впервые обнаружила в составе кометного вещества молекулы спирта. Как сообщили  авторы исследования, открытие было сделано с помощью 30-метрового телескопа Института радиоастрономии в миллиметровом диапазоне, расположенном в испанских горах Сьерра-Невада на юге Пиренейского полуострова.

"Мы обнаружили в комете С/2013 Q2, известной как комета Лавджоя, молекулы 21 органического соединения, в том числе этилового спирта (этанола, C2H5OH) и самого простого моносахарида - гликольальдегида (CH2OHCHO), которые ранее никогда в кометах не встречались", - написали европейские специалисты в статье, опубликованной в журнале"Научные достижения".

Астрофизики, работающие, в частности, в Национальном центре научных исследований Франции, отметили, что вели наблюдение за кометой Лавджоя в январе нынешнего года, когда она находилась на расстоянии около 90 млн км от Земли и "была наиболее яркой и продуктивной". В этот период она приближалась к Солнцу и "вытягивала" свой гигантский хвост, состоящий из пыли и газа. Для изучения его состава использовались различные способы, включая спектральный анализ.

Ученые напомнили, что комета С/2013 Q2 является "одной из самых активных" среди тех, которые появлялись за последние два десятилетия в относительной близости от Земли. Она была открыта австралийским астрономом-любителем Терри Лавджоем в августе 2014 года и имеет период обращения 10 тысяч лет. Большую часть этого времени она проводит в облаке Оорта - сферической области на периферии Солнечной системы, служащей источником долгопериодических комет.

Органические вещества неоднократно удавалось отыскать и на других кометах. Так, в 2014 году с помощью зонда "Розетта" и спускаемого модуля "Филы" специалисты обнаружили на комете Чурюмова-Герасименко молекулы 16 органических соединений, четыре из которых - метилизоцианат, ацетон, пропаналь и ацетамид - ранее на кометах не встречались.

Химический состав этих небесных тел привлекает повышенное внимание ученых, в частности, в связи с вопросом о возникновении жизни на Земле. По одной из теорий, вещества, необходимые для зарождения органической жизни, на нашу планету могли быть занесены кометами. Кроме того, изучение строения комет позволяет расширить представления о происхождении и эволюции Вселенной. Считается, что кометы представляют собой остатки "строительного материала", из которого 4,6 млрд лет назад сформировалась Солнечная система.