Ученые США: создан язык программирования живых клеток

1 апреля 2016, 3:08 UTC+3 ВАШИНГТОН /Корр. ТАСС, Андрей Шитов

Одно из возможных практических применений новинки может заключаться в создании бактерий, способных при столкновении с раковыми опухолями продуцировать средства для их подавления

© AP Photo/Mary Altaffer

ВАШИНГТОН, 1 апреля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Специалисты по биоинженерии из Массачусетского технологического института (MIT) в США объявили о создании "языка программирования" для живых клеток. Согласно распространенному в четверг пресс-службой MIT сообщению для печати, технология позволяет "быстро создавать комплексные, написанные в коде ДНК цепи, придающие новые функции живым клеткам".

"С помощью этого языка любой может написать программу для желаемой функции - например, для выявления определенных экологических условий и реагирования на них, - говорится в сообщении. - Затем можно получить последовательность ДНК, которая это обеспечит".

"Это в буквальном смысле слова язык программирования для бактерий, - сказал один из соавторов работы, профессор MIT Кристофер Войт. - Берешь язык на базе текста, как при программировании компьютера. Потом берешь этот текст, компилируешь его и он превращается в последовательность ДНК. Помещаешь ее в клетку, и цепь работает внутри клетки".

Согласно пресс-релизу, одно из возможных практических применений новинки может заключаться в создании бактерий, способных при столкновении с раковыми опухолями продуцировать средства для их подавления. Еще один приведенный пример - клетки дрожжей, способные останавливать процесс брожения при скоплении слишком большого количества токсичных побочных продуктов.

Авторы работы, среди которых также специалисты из Бостонского университета и Национального института стандартов и технологий США, планируют разместить инструментарий для использования своего открытия в интернете.

Отчет о работе будет опубликован сегодня в журнале Science ("Наука").