САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 апреля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Ученые, работавшие в 1986 году на острове Средний архипелага Северная Земля, узнали об аварии на Чернобыльской АЭС по странному поведению радиометра. Прибор зашкалил. Но связать два события удалось лишь спустя длительное время. Об этом рассказал корр. ТАСС главный научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Лев Саватюгин.
"О событиях в Чернобыле мы узнали лишь осенью"
"Ежемесячно, по 15-м числам на 70 арктических станциях ученые замеряли радиационный фон. 15 мая 1986 года мне сообщили со станции Голомянный на острове Средний на Северной Земле, что прибор зашкалил. Думали, он сломался, пробовали починить, но все оказалось исправно. О событиях в Чернобыле мы узнали лишь осенью, когда вернулись из экспедиции", - рассказал Савтюгин. Он пояснил, что подобные ежемесячные замеры радиационного фона российские ученые вели в Арктике с 70-х годов. "Ни о каких подобных случаях с приборами до 1986 года и после мне не известно", - сказал собеседник агентства.
На "большую землю" группа Саватюгина смогла попасть только 6 октября 1986 года. "Мы должны были вернуться еще в июне, но этому постоянно что-то мешало. Вначале была нелетная погода и вертолеты не летали, потом вышли новые требования охраны труда – вертолетам запрещалось летать по одному, а пару выделить не могли, потом танкер пришел не с тем топливом, которое было нужно", - вспоминает ученый. В итоге три человека провели более трех месяцев в напряженном ожидании вертолета с одним мешком гречки. 6 октября группа, наконец, возвратилась. "Мы узнали об аварии в Чернобыле и только тогда смогли связать странное поведение радиометра с этой трагедией", - говорит Саватюгин.
Ученый полагает, что анализ поведения радиометров на работавших в середине 80-х в Арктике 7 десятках научных станций, не проводился. Данные фиксировались ежемесячно с 70-х годов по начало 90-х, когда число станций стало стремительно уменьшаться. Сейчас их в Арктике едва ли один десяток наберется. Но радиационный фон не замеряют. "Возможно, это делают военные. На научных полярных станциях мы это делать не можем. Радиометры, как многие другие нужные нам приборы, производились на двух заводах в Риге и Тбилиси. После распада Союза эти предприятия остались за границей. Сейчас, насколько я знаю, такие приборы у нас не производятся", - рассказал Саватюин. Но и полученные с 1986 года по время окончания срока службы приборов и работы арктических научных станций, по сведениям Саватюгина, еще не проанализированы. "У нас целевое финансирование. Денег на анализ показаний радиометров в связи с Чернобыльской катастрофой не выделялось", - сказал он.
"Мы испытывали буровые снаряды. В Арктике это было делать удобнее"
Саватюгин рассказал, что бурение льда на куполе Академии наук и куполе Вавилова велось для разработки технологии бурения льда для последующего проникновения в подледниковое озеро Восток в Антарктиде. "С 1974 по 2000 годы на куполе Академии наук мы пробурили две скважины глубиной около 800 метров, на куполе Вавилова – 15 скважин помельче. Мы испытывали буровые снаряды. В Арктике это было делать удобнее – ближе везти", - рассказал он. В дальнейшем эти наработки были использованы для бурения 4-х километрового ледника в центральной части Антарктиды, под которым находится подледниковое озеро. Впервые его вскрыли 5 февраля 2012 года, повторно – 25 января 2015 года. Глубина скважины к озеру Восток составила 3769 метров.
О научных станциях в Арктике
Число научных станций в Арктике в советское время достигало 70, а численность ученых на них – от 10 до 70 человек. Сейчас станций не более десятка, а ученых на них работает гораздо меньше – по 2-3 человека. Исключение составляет лишь расконсервированная летом 2013 года ледовая база Мыс Баранова, где сейчас 22 ученых.