Ученые из России и Израиля сделали серебряную нанопроволоку на основе ДНК

5 декабря 2016, 15:20 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 5, декабря. /ТАСС

© Руслан Шамуков/ТАСС

МОСКВА, 5 декабря. /ТАСС/. Международная группа ученых из России и Израиля создала нанопроволоку из молекул ДНК и наночастиц серебра. Результаты исследования опубликованы в журнале Advanced Materials, сообщили в понедельник в пресс-службе МФТИ.

"Мы обнаружили, что ДНК может взаимодействовать с наночастицами серебра и "забирать" себе атомы этого металла. Таким образом происходит ее металлизация", - приводятся в пресс-релизе слова Дмитрия Клинова, руководителя лаборатории медицинских нанотехнологий ФНКЦ ФХМ и преподавателя кафедры молекулярной и трансляционной медицины МФТИ.

По словам ученых, с помощью молекул ДНК, проводящих ток, можно было бы создать новое поколение электронных схем и электрических устройств, но проводимость ДНК в некоторых случаях очень низкая, так что исследователи решили покрыть ДНК слоем благородного металла, чтобы улучшить проводимость.

Авторы работы заметили, что ДНК, состоящую из гуанина и цитозина (двух из четырех азотистых оснований, которые составляют структурные единицы молекулы ДНК), можно равномерно металлизировать атомами серебра. Они добавили искусственно синтезированную гуанин-цитозиновую ДНК к раствору серебряных наночастиц, покрытых олигонуклеотидами, то есть очень короткими "кусочками" ДНК и оставили на 2-3 дня. Частицы взаимодействовали с ДНК и "отдавали" ей свои атомы. В результате ДНК равномерно покрылась атомами серебра.

Полученную молекулу ученые называют Э-ДНК ("Э" - электрическая). Э-ДНК становится более жесткой и устойчивой к механическим деформациям; кроме того, ее невозможно разрушить ферментами, специфичными к исходной молекуле. "Поскольку атомы металла равномерно расположены вдоль молекулы ДНК, мы ожидаем, что такая нанопроволока будет хорошим проводником", - объясняет Дмитрий Клинов.

В дальнейших исследованиях авторы продолжат изучать свойства Э-ДНК и механизмы ее металлизации.