Красноярские ученые назвали самую полезную рыбу семейства сиговых

3 ноября 2017, 13:39 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 3, ноября. /ТАСС

Были исследованы семь промысловых видов, обитающих в реках и озерах северных территорий России

Чайки над озером, где разведены ценные породы сиговых рыб

© Валерий Бушухин/ТАСС

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Биологи из Сибирского федерального университета (СФУ) и нескольких институтов РАН провели анализ питательной ценности семи промысловых видов сиговых рыб, обитающих в реках и озерах северных территорий России. Самой полезной рыбой оказался сиг из озера Собачье на Таймыре и омуль из Енисея.

По своей питательной ценности эти виды опережают все исследованные мировые пресноводные виды, что показало сравнение с данными предыдущих исследований. Статья опубликована в журнале Lipids.

"В целом большинство изучаемых видов, как выяснилось, имеет высокую питательную ценность для человека, однако неблагоприятные экологические условия могут значительно уменьшить эту ценность", - приводит пресс-релиз слова авторов работы.

Ученые взяли образцы рыб из естественной среды обитания в периоды, когда разрешено коммерческое рыболовство. Они исследовали семь видов пресноводных рыб: омуль (Coregonus autumnalis), сибирская ряпушка (C. sardinella), пелядь (C. peled), тугун (C. tugun), чир (C. nasus), сиг (C. lavaretus) и ряпушка (C. albula). Все рыбы относятся к роду сигов.

Прежде всего ученые обращали внимание на содержание омега-3-полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), одного из самых важных компонентов здорового рациона человека. Наибольшее содержание полезных омега-3-кислот выявлено у омуля - примерно 17,6 мг на грамм биомассы, и у сига - примерно 16,6 мг на грамм биомассы. Эти показатели опережают аналогичные у всех исследованных в мире пресноводных рыб и приближаются к показателям морских обитателей.

Поскольку все изученные виды генетически близки друг к другу, различия в содержании ПНЖК, по мнению ученых, можно объяснить экологическими факторами. В частности, особенностями миграции и питания, состоянием водных экосистем, в которых обитают рыбы. Дело в том, что рыба получает омега-3-кислоты, поедая рачков и других более мелких обитателей водоемов, которые, в свою очередь питаются водорослями, собственно синтезирующими эти вещества. Таким образом, на питательную ценность рыбы, которая оказывается на столе у человека, оказывает влияние состояние всей экосистемы.