Ученые прогнозируют повышение температуры воздуха на Земле на 15% к концу ХХI века

7 декабря 2017, 12:52 UTC+3 НЬЮ-ЙОРК НЬЮ-ЙОРК 7, декабря. /ТАСС

По мнению климатологов из Института Карнеги при Стэнфордском университете, необходимо срочно вернуться к вопросу сокращения выбросов в атмосферу газов, способствующих возникновению парникового эффекта

© AP Photo/Branden Camp

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. /ТАСС/. При сохранении выбросов в атмосферу планеты продуктов сгорания углеводородов на прежнем уровне температура воздуха на Земле к 2100 году может повыситься на 15%.

С таким прогнозом выступила группа американских экспертов на основе изучения данных, полученных путем расчетов с помощью экспериментальной модели Земного шара.

Основной вывод, резюмирующий доклад Пэтрика Брауна и Кена Кальдейры, ученых-климатологов из Института Карнеги при Стэнфордском университете (штат Калифорния), - необходимо срочно вернуться к вопросу сокращения выбросов в атмосферу газов, образующихся при сгорании природных углеводородов и способствующих возникновению парникового эффекта.

Ученые спорят о темпах глобального потепления

В 2014 году Группа межправительственных экспертов по эволюции климата Земли (ГМЭЭКЗ), опубликовала доклад, посвященный проблемам глобального потепления к концу XXI века, в котором данная проблема не выглядела столь драматично. Тогда их выводы были восприняты представителями научного мира планеты с облегчением.

Теперь же специалисты из Калифорнии на основе собственных научных изысканий делают вывод об ускорении темпов повышения температуры окружающей среды и признают данные экспертов ГМЭЭКЗ не отвечающими реалиям времени. В статье, опубликованной в научном журнале Nature, Браун и Кальдейра отстаивают самый пессимистичный прогноз развития событий. Так, они считают, что к концу текущего века повышение температуры воздуха планеты в диапазоне от 3,2 до 5,9 градусов по сравнению с так называемым доиндустриальным периодом развития человечества.

Столь ощутимую "вилку" почти в 3 градуса ученые объясняют увеличивающимся поглощением поверхностью планеты энергии Солнца и ее отражением, что сложно точно рассчитать. Этот эффект и приводит к существенному разбросу прогнозируемых показателей глобального потепления. Не игнорируя результаты расчетов коллег из ГМЭЭКЗ, ученые из Калифорнии согласны с тем, что для атмосферы планеты повышение температуры даже на 0,5% весьма ощутимо.

Повышение уровня Мирового океана - не главная опасность

По мнению специалистов Института Карнеги, увеличение температуры на один и более градусов приведет не только к повышению уровня Мирового океана, но и к росту уровня кислотности океана, что угрожает гибелью флоры и фауны; резкому сужению пайкового (прибрежного) льда на полюсах, к увеличению выпадения осадков на планете.

Результаты исследований показывают, "что без снижения эмиссии газов в атмосферу затормозить давно наметившуюся тенденцию к нарастанию парникового эффекта невозможно", утверждают Браун и Кальдейра. Они напоминают, что в соответствии с Парижским соглашением по климату 2015 года, руководители государств, подписавших этот документ, обязались сделать все, чтобы удержать рост глобальной средней температуры "намного ниже +2 градусов" и "приложить усилия" для ограничения роста температуры полутора градусами.