Сибирские ученые запустили установку, способную в разы увеличить нагрев плазмы

25 декабря 2017, 12:38 UTC+3 НОВОСИБИРСК НОВОСИБИРСК 25, декабря. /ТАСС

В перспективе спиральная магнитная открытая ловушка будет использована в экологичном термоядерном реакторе, работающем без сверхтяжелого водорода

НОВОСИБИРСК, 25 декабря. /ТАСС/. Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) Сибирского отделения РАН в Новосибирске создали и запустили уникальную установку "Смола" (спиральную магнитную открытую ловушку), которая позволит в будущем увеличить нагрев плазмы с 10 млн градусов в несколько раз, сообщил в понедельник журналистам замдиректора ИЯФ СО РАН по научной работе Александр Иванов.

В перспективе ловушка будет использована в экологичном термоядерном реакторе, работающем без сверхтяжелого водорода.

"У нас есть установка ГДЛ (газодинамическая ловушка - прим. ТАСС), на которой мы уже нагрели плазму до 10 млн градусов. Если снабдить ее такими элементами (как "Смола" - прим. ТАСС), то температура плазмы должна вырасти в несколько раз. Эта идея для развития линейных систем движения плазмы выдвинута впервые в мире", - сказал Иванов.

Как рассказали ТАСС в пресс-службе ИЯФ СО РАН, если параметры удержания плазмы в "Смоле" подтвердятся, то эти принципы будут заложены в более масштабную установку - газодинамическую магнитную ловушку (ГДМЛ), которую планируется делать в институте. Работа над ГДМЛ ведется в рамках создания экологичного термоядерного реактора, в котором не используется сверхтяжелый водород тритий.

"Новая установка - это красивая реализация идеи физики удержания плазмы с высокими параметрами для обеспечения термоядерного синтеза. Физика нового подхода будет изучена в ближайшие два года на этой установке", - добавил директор ИЯФ СО РАН академик РАН Павел Логачев.

"Смола" была создана примерно за год при поддержке Российского научного фонда. Ориентировочная стоимость - 10 млн рублей.