Миллиарды лет назад на Марсе существовал океан, подобный Северному Ледовитому на Земле

29 августа 2011, 3:02 UTC+3

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 29 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/. Миллиарды лет назад в северном полушарии Марса существовал целый океан с водой, близкой к точке замерзания, и обширными ледниками. К такому выводу пришла группа американских астрофизиков на основе изучения состава слоев коры Красной планеты. Основные положения работы изложены в выпуске специализированного научного журнала "Нейчур джеосайенс" /Nature geoscience/ от 28 августа.

Авторы исследования задались вопросом, почему признаки так называемых филлосиликатов, образующихся из магматических пород во влажной среде, обнаружены в пластах коры южного полушария Марса, но не в сходного возраста пластах коры северного полушария. Наиболее оптимальное объяснение этому состоит в том, что в далеком прошлом на севере Красной планеты была влажная и холодная среда. Холод является фактором, препятствующим формированию филлосиликатов. А источником холода могли служить только океан с ледниками, считает астробиолог Альберто Файрен из Исследовательского центра НАСА им.Эймса в штате Калифорния.

"Наш анализ, проведенный с применением множества научных дисциплин, позволяет объяснить теорию существования в прошлом океана на Марсе. Объяснение соответствует представлениям о минералогическом составе, сформированным благодаря данным марсоходов и марсианских орбитальных зондов", - уточнил Файрен. По его словам, если на Марсе существовали океаны, то они были "ледовитыми, как Северный Ледовитый океан на Земле".

До сих пор ученые придерживались двух основных теорий о климате, существовавшем на Марсе миллиарды лет назад. Первая теория предполагает наличие холодной и сухой среды, вторая – влажной и теплой среды. Файрен с коллегами считают более обоснованной точку зрения, согласно которой на относительно "молодом" Марсе было влажно и холодно.

Американцы намерены продолжать исследования с целью неопровержимо доказать новую теорию. "Это очень сложно, так как признаки вероятно существовавшего океана покоятся под тоннами пород более ранней формации, включая отложения вулканического происхождения. А их толщина достигает одного километра", - констатировал астробиолог.