Ген, защищающий от раковой опухоли, может также стимулировать ее рост

15 марта 2012, 11:04 UTC+3
Опыты, как обычно, проводились на мышах
Фото www.doctor05.ru

МАДРИД, 15 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Юрий Когалов/. Ген, защищающий человека от образования раковой опухоли, может также стимулировать ее рост, сообщили в испанском Национальном центре исследования рака.

"Этот особый ген Chk1 действует как доктор Джекил и мистер Хайд", - образно пояснил глава исследовательской группы Оскар Фернандес Капетильо.

Ученые выяснили, что этот ген обычно оказывает подавляющий эффект, то есть предотвращает появление злокачественных опухолей, защищает здоровые клетки от поражения. Но после того, как развитие заболевания минует начальные стадии, он может ускорить увеличение метастазов, что в итоге ведет к резкому ухудшению здоровья человека.

Опыты, как обычно, проводились на мышах. Исследователи решили выяснить, как работает этот ген в различных условиях. Они, в частности, ввели подопытным животным, имеющим раковые опухоли, три Chk1 вместо двух для усиления эффекта. Результат эксперимента поразил ученых: злокачественные клетки стали размножаться значительно быстрее, чем при "обычных" условиях.

Специалисты нашли объяснение этому парадоксу. Названный ген предназначен для "охраны" клеток от спонтанных мутаций, но на последующих стадиях онкологического заболевания клетки оказываются настолько разрушенными, что Chk1 начинает их поддерживать, а вместе с ними и злокачественные образования, увеличивая скорость их деления. Это исследование помогло ученым понять, почему при изучении различных опухолей они обнаруживали этот ген, хотя ранее предполагалось, что как защитник клеток он должен был бы погибнуть в борьбе с победившими метастазами.