Эксперимент, где нейтрино превысили скорость света, может привести не к слому, а к развитию современной физики

26 сентября 2011, 12:37 UTC+3

МОСКВА, 26 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Александр Цыганов/. Результаты эксперимента европейских ученых, в котором элементарные частицы превысили скорость света, могут привести не к слому всей современной физики, а к ее развитию. Это будет толчком к созданию более общей теории мира, считает главный научный сотрудник Института ядерной физики РАН, член-корреспондент Академии наук Игорь Ткачёв.

Впрочем, отметил он в беседе с корр. ИТАР-ТАСС, "то, что нейтрино превысили скорость света, ещё не доказано". "В физике часто так бывает: неожиданные результаты, переворачивающие всё, но потом оказывается ошибка, систематическая, инструментальная и так далее", - сказал Ткачёв, комментируя сенсационное сообщение коллег из итальянской Национальной лаборатории Гран Сассо и Европейского центра ядерных исследований в Швейцарии.

На прошлой неделе они объявили о результатах эксперимента OPERA /Oscillation Project with Emulsion-tRacking Apparatus/, согласно которым нейтрино проходили расстояние в 730 км на 60 наносекунд быстрее, чем дозволяется скоростью света. Это повергло в шок физиков всего мира, поскольку эксперимент проводился под эгидой авторитетного ЦЕРН. Скорость света является одной из фундаментальных констант физики. Она лежит в основе многих теорий, начиная со специальной теории относительности Альберта Эйнштейна. "Если это правда, то это на самом деле экстраординарно", - заявил один из ведущих физиков ЦЕРН Джон Эллис.

"Если результаты подтвердятся, это будет означать революцию в физике, которая бывает раз в сто лет, - согласен Игорь Ткачёв. - В пользу этого говорит и то, что несколько лет назад американцы видели тот же эффект". Правда, по словам российского ученого, отклонение там составляло "1,5 - 2 сигмы", что не очень впечатлило специалистов, а теперь эта величина оказалась на уровне 6 сигм. "Формально этого достаточно для открытия", - подтвердил член-корреспондент РАН.

По его словам, "было бы очень интересно", если бы результаты подтвердились. Однако и в этом случае, подчеркнул он, это "будет не опровержение, а развитие теории относительности". Даже если скорость света окажется не фундаментальным постулатом, как это представлялось до сих пор, отметил физик, то и это "не будет означать слома всей современной физики, а лишь её развитием в сторону более общей теории - точно так же, как теория относительности Эйнштейна вобрала в себя физику Ньютона". В любом случае перед физикой могут открыться новые великие перспективы, хотя это и не подорвёт никаких базовых понятий, например, теории Большого взрыва, подытожил учёный.