Польские инженеры намерены представить самые точные в мире часы

6 октября 2011, 9:27 UTC+3

Польские кулибины свое творение представят 25 ноября в костеле Святой Катажины в день 400-й годовщины со дня рождения Яна Гевелия

ВАРШАВА, 6 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ирина Полина/. В Гданьске в здании Музея башенных часов группа инженеров собрала, как они утверждают, самые точные в мире часы, которые отсчитывают время на основе сигналов, посылаемых пульсарами - астрономическими объектами, направляющими на Землю мощные, строго периодические импульсы электромагнитного излучения.

Подобные часы пробуют создать многие научные центры в мире. Польские кулибины свое творение представят 25 ноября в костеле Святой Катажины в день 400-й годовщины со дня рождения знаменитого польского астронома и конструктора телескопов Яна Гевелия, который похоронен в этом костеле, а неподалеку работал в своей личной обсерватории.

"Космический источник времени, каковым является пульсар, позволяет в десять раз увеличить точность атомных часов, которые считаются самыми лучшими на свете. Часы, руководствующиеся сигналами пульсара, каждую секунду спешат или отстают на десять в минус восемнадцатой степени долей секунды, то есть, если бы они работали от зарождения Вселенной, то ошиблись бы только на полсекунды", - пояснил на страницах "Газеты выборчей" Евгений Паздерский из Астрономического центра Университета Николая Коперника в Торуни.

Идея создать такое мерило времени 10 лет назад появилась у работников гданьского музея башенных часов, к которым присоединился астроном и два инженера-электроника. "Конструктор часов всегда ищет устойчиво повторяющиеся физические явления. Гевелий прочитал у Галилея, что движение маятника стабильно по времени, и создал прототип башенных часов", - отметил член группы Гжегож Шихлинский. "Наши часы послужат созданию новой шкалы времени, более точной, чем атомная", - добавил он.

Новые "пульсарочасы" в Гданьске получают сигнал при помощи 16 антенн, размещенных на крыше костела Святой Катажины.

Первый пульсар был открыт в июне 1967 года. Исследования в этой области долго держались в тайне. Первое время даже считалось, что это сигналы внеземных цивилизаций. Отсюда и название первого пульсара - LGM-1, сокращенного от Little Green Men - маленькие зеленые человечки. После нескольких лет исследований астрофизики пришли к выводу, что пульсар представляет собой нейтронную звезду, которая испускает узконаправленные потоки радиоизлучения. Несколько позже были открыты источники периодического рентгеновского излучения, названные рентгеновскими пульсарами.