Способность графена восстанавливать свою структуру обнаружили британские ученые

11 июля 2012, 21:12 UTC+3
Графен считается одним из самых перспективных материалов современности
Фото ИТАР-ТАСС

ЛОНДОН, 11 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Роман Подервянский/. Графен обладает "способностью к самовосстановлению", сообщила сегодня радиокорпорация Би-би-си. Такое свойство сверхтонкого материала, получение которого принесло в 2010 году Нобелевскую премию двум физикам российского происхождения - Андрею Гейму и Константину Новоселову, обнаружила группа британских ученых в составе Новоселова и других специалистов из Университета Манчестера и отраслевой лаборатории "СуперСтем" /SuperStem/ в Дарсбери.

Доклад исследователей представлен американским журналом "Нано леттерс" /Nano Letters/. Он говорит о том, что в случае повреждения тончайшей пленки графена, имеющей всего один атом в толщину, материал способен "самостоятельно" ликвидировать брешь и полностью восстановить свою структуру. Необходимо "просто подвергнуть его воздействию несвязанных атомов углерода".

Открытие было сделано в ходе работы научного коллектива над изучением эффектов от присоединения к полоскам углеродного материала металлических контактов, что является непременным условием для использования его феноменальных электронных свойств. Процесс был связан с проделыванием отверстий в графеновой пленке при помощи электронных пучков. Задачей было выяснить, какими получаются разрывы.

К удивлению специалистов, в присутствии рядом с опытными образцами атомов углерода, последние устремлялись к месту повреждения, что приводило к починке листа графена. "Просто случилось так, что мы это заметили, - рассказал соавтор исследования из лаборатории "СуперСтем" Квентин Рамас. - Мы повторили это /данные операции/ несколько раз, а затем попытались понять, как это происходит".

Оказалось, что взаимодействовать с краями проделанных отверстий могут и атомы металлов, если они присутствуют, а углерод из углеводородных соединений может формировать в листах графена неправильные формы. При этом "в чистом виде", атомы углерода показали способность, "оттолкнув с пути атомы металлов, полностью заделать прорехи, сформировав свежую и ненарушенную решетку шестигранников", которая и свойственна графену.

"Если вы сможете проделать отверстие и контролировать этот "резервуар углеродов", допуская их в небольшом количестве, можно задуматься над достижением заданных свойств краев /пластин/ графена или ремонтом дыр, которые появились непреднамеренно", - отметил Рамас.

Графен считается одним из самых перспективных материалов современности. Он был открыт в 2004 году двумя профессорами Манчестерского университета - Андреем Геймом и Константином Новоселовым. Оба ученых являются выпускниками Московского физико-технического института. В 2011 году в признание их научных заслуг королева Великобритании присвоила им рыцарское звание.