Большой адронный коллайдер установил новый мировой рекорд энергии столкновения пучков протонов

5 апреля 2012, 15:31 UTC+3

В конце года БАК будет остановлен на профилактику, которая продлится около 20 месяцев

Фото ИТАР-ТАСС

ЖЕНЕВА, 5 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев/. Большой адронный коллайдер /БАК/ - крупнейший в мире ускоритель заряженных частиц, действующий в Европейском центре ядерных исследований /ЦЕРН/, установил сегодня новый мировой рекорд. Как говорится в сообщении расположенного близ Женевы ЦЕРНа, пучки протонов, циркулирующих в обоих направлениях 27-километрового туннеля коллайдера, столкнулись сегодня на рекордной энергии - 8 тераэлектронвольт /или 4 ТэВ на пучок/.

Этот результат "значительно увеличивает возможности машины гарантировать новые открытия", подчеркивают ученые. "Продлившиеся два славных года эксперименты на энергии 3,5 ТэВ на пучок дали нам уверенности для увеличения энергии в этом году без значительного риска для БАК", - заявил директор ЦЕРН по ускорителям и технологиям доктор Стив Майерс.

На достигнутом сегодня уровне энергии, фактически означающей скорость, с которой пучки протонов движутся навстречу друг другу по туннелю БАК, ускоритель будет действовать до конца нынешнего года. Скорость пучков протонов фактически равняется скорости света - за 1 секунду они преодолевают туннель БАК 11 тыс раз.

Это время, подчеркивают в ЦЕРН, будет использовано учеными для того, чтобы попытаться доказать или опровергнуть существование бозона Хиггса - предсказанной элементарной частицы, несущей ответственность за массу частиц в рамках физической теории "Стандартного типа". В декабре прошлого года физики ЦЕРН объявили о том, что им удалось обнаружить признаки бозона Хиггса, однако пока они не обладают необходимым количеством данных для того, чтобы подтвердить его существование. Пока им удалось сильно сузить диапазон масс, в котором может "жить" бозон Хиггса - с 500 до 16 гигаэлектронвольт /ГэВ/, что уже можно считать огромным достижением.

Для того, чтобы сделать дополнительные выводы, и, возможно, подтвердить обнаружение так называемой Божественной частицы, необходимо собрать еще больше данных, чем в прошлом году. Тогда ученые смогли собрать данные объемом 5 обратных фемтобарнов, что означает накопленную светимость, то есть служит показателем количества частиц, пролетевших по кольцу БАК. В этом году как ожидается, объем собранных данных должен быть увеличен в три раза, до 15 обратных фемтобарнов. Сбор информации физики производят, осуществляя столкновения пучков протонов, причем, чем выше скорость столкновений, тем больше информации они получают для проверки существующих теорий.

В конце года БАК, являющийся крупнейшим инструментом исследования микромира, будет остановлен на профилактику, которая продлится около 20 месяцев. За это время будут проведена подготовка для того, чтобы запустить коллайдер в 2014 году на максимальной энергии, для которой он был спроектирован - 14 ТэВ /или 7 ТэВ на пучок/.