Международная группа палеонтологов нашла в России останки древнейших многоножек

17 июля, 13:56 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 17, июля. /ТАСС

Ученые отмечают, что, судя по найденным останкам, внешне многоножки никак не изменились с позднего палеозоя

МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Ископаемые останки двух сколопендр, существовавших на Земле примерно 260-280 млн лет назад, нашла в России международная группа российских и американских ученых, говорится в сообщении Палеонтологического института РАН (ПИН РАН).

"Один из видов, получивший название Permocrassacus novokshonovi, был обнаружен в Пермской области на берегу реки Сылва. Его возраст - около 270-280 млн лет. Другой вид, Permocryptops shelleyi, найден на берегу реки Сухона в Вологодской области. Его возраст - около 260 млн лет. Это первые находки пермских сколопендр, которые позволяют заполнить важный пробел в палеонтологической летописи данной группы", - говорится в сообщении.

Ученые отмечают, что, судя по найденным останкам, "внешняя морфология многоножек никак не изменилась с позднего палеозоя".

Ископаемые многоножки относятся к числу находок исключительной редкости. Во-первых, многоножки обитают под опавшими листьями, камнями и стволами на влажной почве, то есть в среде с повышенной микробной активностью, где органические остатки разлагаются очень быстро. Во-вторых, многоножки лишены крыльев и, как правило, живут вдали от берегов озер и морей. Поэтому, в отличие от насекомых, они практически лишены шансов быть погребенными на дне водоемов и превратиться в окаменелость.

"Два отпечатка, которые описываются в статье - это все многоножки, которых удалось найти в ходе многолетних сборов на берегах Сылвы и Сухоны, и это при том, что за то же время в тех же слоях было обнаружено более 10 000 ископаемых насекомых", - говорится в сообщении.

Два найденных вида относятся к классу губоногих многоножек и отряду сколопендр. "На голове эти существа несли ядовитые ногочелюсти, напоминающие загнутый коготь, с помощью которых они умерщвляли добычу. На последнем сегменте тела у многоножки Permocrassacus novokshonovi располагалась увеличенная пара конечностей. Вероятно, они использовались для самообороны или для захвата добычи. Точно такие же конечности имеются и у современных сколопендр", - поясняют в ПИН РАН.

По мнению ученых, наиболее вероятной добычей пермских сколопендр были насекомые, например, тараканы.