Японские астрономы впервые обнаружили следы взрыва гиперновой звезды в пределах нашей галактики

23 февраля 2013, 6:31 UTC+3

Фото ИТАР-ТАСС

ТОКИО, 23 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ярослав Макаров/. Специалисты Японского аэрокосмического агентства /ДЖАКСА/ первыми в мире обнаружили следы взрыва гиперновой звезды, который произошел около 3 млн лет назад в пределах нашей галактики. Об этом сегодня сообщают местные СМИ.

Излучение остатков гиперновой удалось зафиксировать в рентгеновском диапазоне с помощью прибора, установленного на японском модуле "Кибо" Международной космической станции. По данным астрономов, взорвавшаяся звезда находилась в созвездии Лебедя на расстоянии 5,5 тыс световых лет от нашей планеты. Ее масса превышала солнечную в несколько десятков раз, а мощность взрыва превзошла показатель обычной сверхновой по меньшей мере в 100 раз. Космическая катастрофа оставила после себя облако газа диаметром почти 1 тыс световых лет. При наблюдении с Земли эта гиперновая сияла на ночном небе в 40 раз ярче, чем Луна.

Астрономы называют гиперновыми взрывы массивных звезд, которые происходят после гравитационного коллапса их ядер. Считается, что это редкое явление происходит раз в 100 тыс или даже миллион лет. На данный момент ученым известно о восьми произошедших в прошлом взрывах гиперновых, однако все они были зафиксированы за пределами Млечного пути, в то время как открытая специалистами ДЖАКСА звезда находилась в нашей галактике. Столь мощные космические взрывы приводят к сильным радиоактивным вспышкам, которые могут угрожать жизни на Земле. Предполагается, что гиперновая в созвездии Лебедя также могла оказать негативное влияние на земную биосферу и даже быть ответственна за вымирание некоторых видов.