Российские ученые получили образцы воды из реликтового подледникового озера Восток

11 марта 2013, 17:12 UTC+3
В пробах из реликтового водоема обнаружен новый тип бактерий
Стоп-кадр "Россия 24"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 марта. /Корр.ИТАР-ТАСС Лев Фролов/. Первые образцы воды из поверхностного слоя реликтового подледникового озеро Восток получены российскими учеными - ими обнаружен новый тип бактерий.

Как сообщили сегодня корр. ИТАР-ТАСС в Арктическом и Антарктическом НИИ /Санкт-Петербург/, данные получены в результате технологического процесса проникновения в озеро при соблюдении всех мер предосторожности, исключающих проникновение в водоем земных "пришельцев".

Известно, что в соответствии с разработанной методикой экологически чистого отбора проб воды из поверхностного слоя озера предполагалось отобрать керн "свежезамороженного" льда, образовавшегося из воды озера, поднявшейся вверх по стволу скважины. Диаметр скважины составляет 135 мм, а температура ледника в нижней 500-метровой его части изменяется от минус 30 град С на границе лед-вода до минус 120 град С на глубине около 3300 метров. Многолетние исследования ледяного керна из скважины на станции Восток позволили создать прекрасную технологию - так называемую деконтаминацию, или очистку образцов ледяного керна от загрязняющего влияния заливочной жидкости, необходимой для проникновения на глубину.

Эта же технология будет применяться и для изучения образцов "свежезамороженного" льда из поверхностной воды озера. Как известно в сезоне 2012-2013 г.г. запланированные буровые операции были выполнены, что позволило исследователям получить ледяной керн общей длиной 54 метра в интервале глубин 3406-3460 м, включающий образцы "свежезамороженной" воды.

Вместе с тем, российские ученые уже провели ряд исследований по изучению технологических образцов воды, поднятой на поверхность буровым снарядом в феврале 2012 г, и доставленных в Санкт-Петербург в конце мая 2012 г. Работы выполнялись в лаборатории криоастробиологии ФГБУ "Петербургский институт ядерной физики" Национального исследовательского центра Курчатовский институт /г. Гатчина, Ленинградская область/.

В 2013 году были получены новые данные, всесторонний анализ которых позволил выявить одну группу бактерий, или живой микроорганизм в водном /поверхностном/ слое озера Восток. Более сложные анализы будут получены из более чистых образцов воды озера Восток, замершей в скважине и разбуренной в сезоне 2012/2013 гг. Материалы должны быть доставлены на берега Невы в мае 2013 г на борту НЭС "Академик Федоров". Может быть выявлен ряд неизвестных форм микроорганизмов, приспособленных к экстремальным условиям озера Восток, которое является единственным в своем роде земным аналогом подледных океанов на ледовых спутниках Юпитера /Европа, Ганимед, Калисто/ или Сатурна /Энцелад/.