Шимпанзе и орангутанги, как и люди, испытывают"кризис среднего возраста"

20 ноября 2012, 8:57 UTC+3

Ученые объясняют это явление преимущественно биологическими причинами

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

НЬЮ-ЙОРК, 20 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Александра Бекренева/. Исследователи пришли к выводу, что пресловутый "кризис среднего возраста" испытывают не только люди, но и приматы. Следовательно, по мнению ученых, это явление объясняется преимущественно биологическими, а не какими- либо иными причинами.

Группа ученых под руководством экономиста Эндрю Освальда из британского университета Уорвик обнаружила, что "уровень счастья" на протяжении жизни человека и приматов изменяется сходным образом. Считается, что "кривая счастья" человека имеет U-образную форму: люди счастливы в молодом и в пожилом возрасте, а в середине жизни ощущают себя наиболее несчастными.

Как выяснилось, то же можно сказать и о приматах. Наиболее низкий уровень удовлетворения жизнью наблюдается у них в возрасте от 27 до 35 лет, что в пересчете на человеческий возраст соответствует 45-50 годам, когда у людей как раз и происходит "кризис среднего возраста".

Для проведения исследования ученые собрали информацию о более чем 500 шимпанзе и орангутангах в США, Канаде, Австралии, Сингапуре и Японии. Смотрителям зоопарков и сотрудникам научных центров, где содержатся приматы, было предложено ответить на несколько вопросов, характеризующих "уровень счастья" их подопечных. В частности, ученых интересовало, как часто животные находятся в хорошем или плохом настроении, насколько активно участвуют в социальной жизни, насколько успешны в достижении поставленных целей. Кроме того, участники опроса должны были оценить, насколько счастливыми они ощущали бы себя, превратившись на одну неделю в ту или иную обезьяну.

"Оказалось, что "кризис среднего возраста" испытывают не только люди, но и приматы, которым не нужно ходить на работу, у которых нет долгов по ипотеке и проблем с браком. Похоже, что U-образная форма "кривой счастья" обусловлена преимущественно биологическими причинами", - отметил Освальд.

Результаты исследования опубликованы в журнале Национальной академии наук США /Proceedings of the National Academy of Sciences/.