Главным научным прорывом года по версии журнала Science признано открытие бозона Хиггса

20 декабря 2012, 23:23 UTC+3
В десятку главных прорывов также вошла миссия марсохода Curiosity
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

ЛОНДОН, 20 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Владимир Калинин/. Главным научным прорывом уходящего года по версии авторитетного международного журнала "Сайенс" /Science/ признано подтверждение существования элементарной частицы - бозона Хиггса. В тройку основных открытий также вошли секвенирование генома денисовского человека и эксперименты японских ученых по выращиванию яйцеклетки из стволовых клеток.

Как сообщили сегодня представители издания, поиск элементарной частицы, определяющей наличие массы у материи, "был безусловно важнейшим научным процессом этого года". А когда в июле физики Европейского центра ядерных исследований /ЦЕРН/ объявили о возможном подтверждении существования бозона Хиггса, вопрос о главном прорыве отпал сам собой. Как считают физики, после Большого взрыва, положившего начало Вселенной 13,7 млрд лет назад, сила, порождающая этот бозон, дала начало образованию галактик, звезд и планет из изначального хаоса. Обнаружение этой частицы, предсказанной еще в 1964 году английским физиком Питером Хиггсом, является, по мнению многих ученых, "крупнейшим научным открытием за последние полвека".

С большим вниманием в "Сайенс" также отнеслись и к секвенированию /определение последовательности нуклеотидов в гене - прим. ИТАР-ТАСС/ генома денисовского человека. Этот предположительно новый вид вымерших людей, известный по крайне фрагментарному материалу, был обнаружен в Денисовой пещере на Алтае. В 2008 году там была найдена окаменелая фаланга пальца ребенка, как позднее выяснилось, девочки. Благодаря анализу ДНК удалось выяснить, что этот вид жил около 40 тыс лет назад и "представляет собой особую ветвь в эволюции человека, отличную от неандертальца и современных людей".

Третьим по важности событием в мире науки в этом году "Сайенс" назвал открытие японских ученых из Университета Киото. Им впервые в истории науки удалось вырастить яйцеклетки из стволовых клеток, оплодотворить их и добиться рождения здорового потомства у лабораторных мышей. По мнению специалистов, результаты этих исследований "способны внести большой вклад в решение проблемы бесплодия", а также изучение механизма появления жизни.

В десятку главных научных прорывов по версии "Сайенс" также вошли миссия американского марсохода "Кьюриосити", доказательство существования майорановских частиц, создание механизмов, способных реагировать на мыслительные процессы парализованных людей, а также открытие новой разновидности трансформации нейтрино.