Эксперты: Обломки кометы ISON не могут угрожать Земле

30 ноября 2013, 15:30 UTC+3 Наталия Михальченко
© AP/NASA

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Обломки кометы ISON не могут угрожать Земле, они пройдут на значительном удалении. Так считает астроном Станислав Короткий, научный руководитель астрономических исследований частной обсерватории "Ка-Дар". Он пояснил корр. ИТАР-ТАСС, что ядро кометы распалось не в пыль, "обломки не настолько мелкие /от 10 до 100 метров/", поэтому они "незначительно замедлили скорость движения по орбите при удалении от Солнца".

Короткий считает, что в момент, когда облако обломков кометы пересечет орбиту вращения Земли вокруг Солнца - приблизительно 24-25 декабря, наша планета будет находиться не ближе 50 млн километров от этой точки. Это в 200 раз дальше, чем до Луны, поэтому обломки кометы не могут угрожать Земле. Если бы распада кометы не произошло, расстояние было бы еще внушительнее - около 65 млн км, отметил Короткий.

Ранее пресс-секретарь Главной /Пулковской/ астрономической обсерватории Сергей Смирнов сказал корр. ИТАР-ТАСС, что облако кометы ISON пересечет орбиту Земли с запозданием примерно в неделю, за которую Земля, продолжая свой путь по орбите вращения вокруг Солнца, подойдет в точку пересечения облака со своей орбитой. И это может вызвать метеорный или даже метеоритный дождь под Новый год или в первых числах 2014 года.

Правоту своих оценок ученые смогут подтвердить или опровергнуть наблюдениями за кометой в ближайшие недели. Станислав Короткий сообщил, что кометное облако будет видно еще примерно неделю, а затем - по мере удаления от Солнца - гаснуть.

Ученый уточнил, что временем гибели кометы можно считать полдень 28 ноября по московскому времени. "При прохождении перигелия - ближайшей к Солнцу точки орбиты - блеск кометы должен был постоянно нарастать, но в полдень по московскому времени он уменьшился в 10 раз - это очевидный признак распада ядра", - сказал он.

В тот же день в 22:38 мск обломки кометы прошли перигелий в 1,1 млн км от светила при его диаметре в 700 тыс км. Астроном следил за распадом ядра кометы через Интернет, куда передавалась информация с американского телескопа, размещенного на околоземной орбите. "С Земли этот процесс наблюдать было невозможно - комета была неразличима в солнечной короне, а из космоса небо всегда видится темным, поэтому можно изучать даже близкие к Солнцу объекты", - отметил он.

В первых числах декабря ученый отправится на Кавказ, чтобы наблюдать за кометным облаком с Земли. Кроме того, в субботу в Архыз /Карачаево-Черкессия/, где находится астрофизическая обсерватория РАН, выезжает один из первооткрывателей кометы Артем Новичонок. Он следит за ее прохождением с 21 сентября 2012 года, когда вместе с коллегой Виталием Невским впервые увидел ее в телескоп обсерватории ISON-Кисловодск. Комета получила свое наименование ISON Comet/2012 S1 по названию обсерватории, где была открыта.

Станислав Короткий - один из самых активных отечественных астрономов-наблюдателей. На его личном счету более 50 открытых астероидов, он также занимается кометами, вспышками новых и сверхновых звезд и гамма-всплесками.