NASA: определена дата первого регулярного рейса американского грузового корабля Cygnus

12 декабря 2013, 6:10 UTC+3 ВАШИНГТОН Иван Лебедев
Корабль, построенный частной компанией Orbital Sciences, доставит экипажу орбитального комплекса более 1,3 тыс. кг грузов
© EPA/BILL INGALLS/NASA

ВАШИНГТОН, 12 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Первый регулярный рейс нового американского грузового корабля Cygnus к Международной космической станции (МКС) запланирован на 18 декабря. Как сообщило в среду NASA, он будет запущен с помощью ракеты-носителя Antares с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния) у атлантического побережья США. Старт намечен на 20.42 по местному времени (5.42 мск 19 декабря).

Корабль, построенный частной компанией Orbital Sciences, доставит экипажу орбитального комплекса более 1,3 тыс. кг грузов, в том числе воду, продукты, запчасти, материалы и оборудование для научных экспериментов. Среди них 23 биологических эксперимента, подготовленные студентами американских университетов по широкому кругу вопросов - "от размножения амеб до отложения кальция в костных тканях", уточнило NASA.

В случае успешного запуска Cygnus сможет 21 декабря совершить рандеву со станцией. Захватить корабль с помощью автоматической руки-манипулятора и пристыковать его к американскому модулю Harmony предстоит астронавту NASA Майклу Хопкинсу и его японскому коллеге Коити Ваката. Вместе с ними в состав экипажа 38-й экспедиции на МКС входят российские космонавты Михаил Тюрин, Сергей Рязанский, Олег Котов и американец Ричард Мастраккио.

На обратном пути Cygnus заберет со станции мусор, который вместе с ним сгорит в плотных слоях атмосферы. В соответствии с соглашением между NASA и Orbital Sciences, в предстоящие три года состоится еще семь рейсов таких кораблей к МКС. Контракт оценивается в $1,9 млрд.

В сентябре новый космический грузовик успешно совершил первый испытательный полет к орбитальному комплексу, доставив туда около 600 кг грузов. По словам вице-президента Orbital Sciences Фрэнка Калбертсона, на его строительство ушло четыре года. Аппарат весом семь тонн состоит из двух модулей - служебного, в котором расположена энергетическая установка, и грузового, созданного на основе оборудования, применявшегося ранее в американских шаттлах.

Двухступенчатая ракета Antares, которая используется для его запуска, также разработана конструкторами Orbital Sciences из штата Вирджиния. Ее высота составляет 40 м, диаметр - около четырех м. В первой ступени использованы модифицированные двигатели НК-33 российского производства, разработанные самарским предприятием "СНТК им. Н. Д. Кузнецова". Их адаптацию для установки на Antares осуществила американская компания Aerojet Rocketdyne.

Для доставки грузов на МКС космическое ведомство США использует также частный корабль Dragon, построенный калифорнийской компанией SpaceX. Он является единственным в мире грузовиком многоразового использования и выводится на орбиту с помощью ракеты Falcon-9. В 2012-2013 годах Dragon уже дважды совершал стыковку со станцией и по контракту в $1,6 млрд должен отправиться к ней еще десять раз.

NASA рассчитывает, что в ближайшие годы Orbital Sciences и SpaceX смогут создать пилотируемые версии Cygnus и Dragon. Это позволит космическому ведомству США отказаться от платных услуг Роскосмоса по доставке американских астронавтов на МКС на борту российских "Союзов". Как заявлял директор NASA Чарльз Болден, новый американский пилотируемый корабль должен совершить свой первый полет к международному орбитальному комплексу в 2017 году.