Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Сергей ЕРОЩЕНКО: Иркутская агломерация сформируется на базе инфраструктурных проектов

30 июня 2014, 16:00 дата обновления: 1 июля 2014, 15:00 UTC+3
О формировании логистического центра, перспективах поддержки моногородов и снижении сырьевой зависимости бюджета рассказал губернатор Иркутской области
Материал из 1 страницы
© Архив ИТАР-ТАСС/Джавахадзе Зураб

Иркутские власти возвращаются к идее создания агломерации вокруг региональной столицы и готовы предложить принципиально новую концепцию ее развития. О формировании логистического центра, перспективах поддержки моногородов и снижении сырьевой зависимости бюджета в интервью ИТАР-ТАСС рассказал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.

Одна из дочерних структур Внешэкономбанка и ЗАО "Олимпик Сити" создают новую проектную компанию, которая займется, в том числе, проектом "Экономический коридор развития "Байкал - Китай - Приморье". Какие крупные инфраструктурные проекты могут появиться в связи с этим в регионе?

Проект "Байкал-Китай-Приморье" рассчитан на формирование коридора развития вокруг транспортной оси Иркутской области. Он действительно предполагает начало нескольких крупных инфраструктурных строек в регионе. Все они будут объединены проектом городской агломерации "Байкальский луч". Речь об иркутской агломерации велась не раз, но это принципиально новый подход по сравнению с тем, что предлагалось ранее. Просто объединять муниципальные образования для того, чтобы формально получить статус "милионника" для инвестиций крупных ритейлеров сегодня не имеет никакого смысла. Иркутск исторически с момента его основания был крупным транспортном узлом на Великом чайном пути, соединяющем Восток и Запад. Его географическое положение за несколько веков не поменялось, а значит, не поменялась и геополитическая роль. Поэтому формировать иркутскую агломерацию нужно с прицелом не на внутреннее логистическое сообщение, а на развитие крупных транспортных артерий. Уже сейчас можно сказать, что в рамках проекта  агломерации "Байкальский луч" запланировано строительство нескольких крупных инфраструктурных объектов. Прежде всего, уже анонсированного авиационного центра на базе действующего Международного аэропорта Иркутск /"Air city"/.  Кроме того, это строительство автомобильного моста через реку Ангара у ее истока от поселка Листвянка до порта Байкал и автомобильного обхода города, а также создание пересадочного узла с автобусного на железнодорожный транспорт в районе железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный.

Нужно понимать, что "Байкальский луч" – это межмуниципальный комплексный проект. Мы рассчитываем, что при взаимоувязанном развитии транспортной, туристической, производственной, социальной инфраструктуры и сохранении нашего уникального культурно-исторического наследия он приведет к кардинальному улучшению жизни в регионе.

В Минтрансе РФ неоднократно заявляли, что передача аэропорта в региональную собственность состоится тогда, когда Иркутская область подтвердит свои намерения строить аэропорт Иркутск-Новый. При этом называлась площадка в Поздняково, которую регион, имея готовый проект, по-новому согласовывал с Минобороны. Однако упомянутый Вами проект "Air city", а также "город будущего" "Baikal Smart City" /проекты разработаны корейскими архитектурными бюро/ явно тяготеют к противоположной от Иркутска стороне  – к Байкалу. Двух аэропортов в регионе не будет?

Двух, конечно, не будет. Будет один мирового класса. Ситуация с передачей аэропорта, безусловно, затянулась: вокруг этого актива сложная конкурентная борьба, не секрет, что он крайне привлекателен для многих коммерческих структур. Но нам удалось многого добиться. Мы прошли согласование с Росавиацией и Минтрансом, ждем выхода постановления правительства по этому поводу. Что касается площадки для нового аэропорта, это еще пока открытый вопрос. Получив аэропорт в собственность, мы объявим конкурс и выберем проектную организацию, а она, в свою очередь, займется выбором площадки – такой, чтобы количество "освоенных" на ней средств, не было главным фактором.

Ситуация вокруг закрывшегося Байкальского ЦБК в последнее время выглядит менее острой. Но местные жители и чиновники дают кардинально разную оценку социально-экономическому положению моногорода. Одни говорят, что новые рабочие места создаются, другие проводят митинги и сетуют, что работы по-прежнему нет. Как Вы считаете, в чем причина несовпадения позиций властей и населения?

Не нужно забывать, что тема Байкальска – крайне плодородная почва для спекуляций. Закрытие комбината и трудоустройство его работников обсуждались не один десяток лет, из бюджетов всех уровней на это выделялись средства, объемы которых превышали выручку самого предприятия. Сейчас средний возраст уволенных с комбината сотрудников - 40-45 лет. В состоянии неопределенности эти люди жили годами. Вы знаете, что у нас действуют программы переобучения под совершенно конкретные новые вакансии, которые появляются в Слюдянском районе. Но нужно понимать, что людей в этом возрасте переобучить довольно-таки сложно. Жители моногорода, который долгое время находился в совершенно депрессивном состоянии, имеют право выбирать, оставаться им здесь жить или нет. Поэтому им предлагаются также варианты смены места жительства.

Представительница инициативной группы бывших работников БЦБК рассказала, что пробовала переехать в Ленинградскую область, где уволенным с комбината предлагали трудоустройство на Тихвинском вагоностроительном заводе, однако вакансий там не оказалось.

Ленинградская область – это не единственная альтернатива Байкальску. Если кто-то из бывших работников БЦБК действительно хотел бы, но не может переехать, он может обратиться ко мне, в том числе через недавно открытую приемную губернатора в Байкальске. Она как раз и открывалась для помощи жителям города. Найти работу на другом месте и переехать мы обязательно поможем.

Иркутская область заявляла о необходимости федеральной поддержки не только Байкальска, но и других моногородов региона. Удалось ли договориться с федеральным центром?

Сейчас в федеральный перечень моногородов входят 6 городов Иркутской области: кроме Байкальска, это Усть-Илимск, Черемхово, Саянск, Железногорск-Илимский и Шелехов. Мы настаиваем на включении в него еще двух монозависимых территорий – городов Усолье-Сибирское и Алзамай. Соответствующую заявку мы направили в Минэкономразвития. По предварительной информации, на развитие моногородов России в 2015 году может быть направлено 15 млрд рублей.

В начале вашего губернаторского срока экономический блок регионального правительства говорил об острой необходимости изменения структуры налоговых поступлений с переносом акцента с добывающей на перерабатывающую промышленность. Насколько эффективно решается эта задача?

Сырьевая ориентация экономики региона предопределена значительными богатствами недр. Переход к экономике перерабатывающей является долгосрочным проектом, который невозможно реализовать в течение даже двух-трех лет. Тем не менее, первые, пусть небольшие, результаты уже есть. В 2012 году в структуре поступлений основных бюджетообразующих налогов добыча полезных ископаемых составляла порядка 23%. В 2013 году их доля уже не превышала 21%. Снижение удельного веса добычи в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет области за последний год составила 2 п.п.

Своим стратегическим направлением деятельности региональное правительство выбрало создание максимально комфортных условий для деятельности крупных перерабатывающих производств - в нефтегазохимии, деревообработке, черной и цветной металлургии, машиностроении. Сегодня это дает ощутимый толчок их развитию. Это капиталоемкие проекты, у которых выход на полную мощность и максимальная налоговая эффективность будут достигнуты в долгосрочном периоде.

Одним из основных механизмов стимулирования инвестиционной активности в регионе ранее называлась Корпорация развития Иркутской области. Она призвана поддерживать среднего масштаба проекты за счет инвестиционного фонда региона. Как вы оцениваете эффективность работы структуры /эксперты отзываются о ней критически/? Какие и сколько новых проектов появились или появятся благодаря ее работе в ближайшее время?

Об эффективности Корпорации говорить пока рано. Она была создана в сентябре 2013 года, из бюджета в ее уставной капитал были направлены 1,9 млрд руб. В 2013 году формировались документы по обеспечению деятельности организации и анализировался перечень инвестиционных проектов. Направления и показатели эффективности деятельности Корпорации на 2014 год утверждены, по итогам можно будет сделать выводы. Возможность финансового и имущественного вхождения Корпорации в проект предусматривается, однако фактически еще не осуществлялась. Финансовому вхождению Корпорации в проект предшествует серьезная оценка проекта и анализ на возможность привлечения иных источников инвестирования.
В ее компетенции также создание и развитие новых производственных кластеров. В индустриальном парке "Байкальский" /Слюдянский район, в границы которого входит Байкальск – прим. ТАСС/ компания "АкваСиб" строит завод по розливу питьевой воды. Намерения о вхождении в число резидентов парка подтвердили еще 6 компаний с проектами по производству товаров для здоровья, ремонту катеров, розливу байкальской воды. Три предприятия также рассчитывают расширить действующие производства. Определенных результатов удалось добиться и в индустриальном парке "Чистые ключи", созданном на крайне проблемной территории бывшего военного городка. Его резидентами готовы стать 2 компаний: предприятие  фармацевтической отрасли и строительная компания с проектом создания производства базальтового утеплителя.

Беседовала Екатерина Слабковская (ИТАР-ТАСС).

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама