Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Государственные институты развития: обеспечение стабильности экономики в условиях кризиса

1 декабря 2014, 12:58 UTC+3
Интервью с Натальей Волчковой - директором по прикладным исследованиям Центра финансовых и экономических исследователей и разработок (ЦЭФИР)
Материал из 1 страницы
© Отдел маркетинга и рекламы ТАСС

МОСКВА, 1 декабря 2014 г. /Пресс-служба ЦЭФИР/. Интервью с Натальей Волчковой - директором по прикладным исследованиям Центра финансовых и экономических исследователей и разработок (ЦЭФИР).

- Какая из сфер развития в РФ требует самого масштабного вмешательства государственных институтов развития? 

Можно выделить две основные проблемы устойчивого развития российской экономики. Это, прежде всего, фундаментальный рост и диверсификация экономики.

Фундаментальный рост связан с устойчивым ростом. В течение последних 15 лет темпы роста были положительными, но были обусловлены высокими ценами на энергоносители. Падение цен на энергоносители может обратить рост в снижение или существенно сократить его темпы, что указывает на слабость реальной экономики и ее неспособность выйти на устойчиво высокие показатели роста. Деятельность государственных институтов развития чрезвычайно важна для поддержки фундаментального, устойчивого роста. Так, в цели ВЭБ входит поддержка инноваций, что связано с повышением производительности, что, в свою очередь, ведет к снижению реальных затрат и позволяет стране эффективнее конкурировать на мировых рынках. Инфраструктурные проекты, поддержка которых частными, коммерческими интересами также маловероятна, способна сократить время транспортировки, снизить затраты и расширить доступ к мировым и внутренним рынкам. Поддержка малых и средних предприятий, а также отраслевое разнообразие проектов, при соблюдении принципа безубыточности, призваны обеспечить направление инвестиций в те сферы экономики, которые демонстрируют наибольший потенциал.

Второе принципиальное направление - усиление диверсификации российской экономики. Основополагающий принцип банков развития не вступать в конкуренцию с частным сектором, в сочетании с принципом безубыточности, по определению способствует концентрации ресурсов на поддержку инвестиций в те проекты, отрасли и регионы, развитие которых сдерживалось именно недостатком финансовых средств.

- По какой причине, как Вам кажется, ТЭК не вправе претендовать на совместные проекты с институтами развития?

Безусловно, в ТЭКе реализуется немало наукоемких проектов, но они успешно финансируются и коммерческим банковским сектором. Участие банка развития в таких проектах означало бы конкуренцию с коммерческими банками, что нарушало бы и основной операционный принцип банка – отсутствие такой конкуренции.

Банк развития призван помочь изыскать инвестиционные ресурсы наукоемким проектам в других сферах экономики, куда обычные инвесторы менее охотно идут по причине более низкой ожидаемой доходности или повышенных рисков. Тем не менее, и в этой области можно найти окупаемые проекты. Именно поиск общественно значимых проектов, которые по разным причинам не финансируются сегодня коммерческими банками, является задачей банка развития.

- Какие примеры конкретных решений из опыта зарубежных банков развития наиболее востребованы в рамках актуальных задач, стоящих перед Россией?

Цели, стратегии и деятельность различных банков развития отличаются в зависимости от их понимания актуальности задач, а спектр их деятельности меняется во времени. Каждый банк развития интересен для России по-своему. Так, Канадский банк развития бизнеса интересен огромным накопленным опытом успешного содействия созданию и развитию малого и среднего бизнеса через оказание финансовой поддержки, включая венчурное финансирование и оказание консультационных услуг.

Опыт Банка развития Китая интересен с точки зрения того, каким образом можно обеспечить средне- и долгосрочное финансирование приоритетных государственных программ, прежде всего инфраструктурных, а также содействовать сбалансированному развитию регионов. Концепция ответственного финансирования предполагает учет экологических и социальных рисков, связанных с финансируемыми проектами и клиентами, создание адекватных систем управления этими рисками, а также финансирование социально и экологически значимых проектов по ставкам ниже среднерыночных.

Опыт Азиатского банка развития, созданного с целью содействия социальному и экономическому развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать примером международного сотрудничества для институтов развития в рамках Единого экономического пространства.

- Как ВЭБу обеспечить развитие множества проектов, не превращаясь в единственного поставщика средств?

Здесь на самом деле два вопроса. Первый – насколько долго банку развития оставаться единственным источником ресурсов для тех проектов, которые не получают финансирование через коммерческие банки. Опыт других стран показывает, что по мере развития финансового сектора, развития его информационных институтов (например, через создание банков кредитных историй) и совершенствование залоговых механизмов острота информационной асимметрии в финансовом секторе снижается, что уменьшает поле деятельности банков развития в виде прямого финансирования частных проектов. Тем самым и в России многое зависит от того, насколько быстро будет развиваться финансовый сектор.

Второй вопрос – насколько долго банку развития следует оставаться каналом «вливания» ликвидности в периоды временных провалов финансового рынка. Банки развития, являясь опытным кредитным институтом на финансовом рынке, обладая технологиями отбора жизнеспособных заемщиков, показали свою эффективность в качестве такого канала насыщения системы дополнительной ликвидностью в периоды экономических кризисов. Опасность затягивания присутствия банков развития в необычных для себя секторах экономики нивелируется через введение максимальных сроков, на которые  предоставляется финансирование в такие периоды снижения ликвидности в экономике, и «закрытие» этого канала при первых признаках возвращения экономики к нормальной жизни.

- Насколько реальна задача обеспечения в России независимой, неангажированной экспертизы?

Для того, чтобы банк развития предъявлял спрос именно на независимую экспертизу, необходимо, чтобы в совете директоров банка были в достаточной мере представлены независимые директора и управление банка строго следовало принципам корпоративного управления, обеспечивающего достаточно эффективный контроль за действиями топ менеджеров.

С другой стороны, необходимо, чтобы было достаточно на рынке независимых экспертов адекватного уровня для проведения экспертизы.  К счастью, на сегодня таковые на рынке есть. Нельзя сказать, что их очень много, но все же во многих секторах экономики таковые имеются. Более того, в случае дефицита таких специалистов в стране можно всегда привлечь зарубежных. И хотя действительно стандартов экспертной независимости пока не существует, но репутационные механизмы все же работают  и за последние 10-15 лет появилось некоторое количество действительно независимых институтов и организаций, заботящихся о своей репутации. И то, что они успешно выживают в российской экономике говорит о том, что имеется спрос на их услуги, хотя, возможно, и не очень большой.

 

Контакты:

Дарья Беляева

cefir@cefir.ru

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама