Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

РЖД: россиянам нужна культура транспортной безопасности

12 декабря 2014, 12:21 UTC+3
Материал из 1 страницы

О том, как сделать железные дороги безопаснее для пассажиров и персонала, в интервью ТАСС рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок.

Дети на дороге

- Железные дороги – зона повышенной опасности, и нередко в сферу риска попадают дети. В каких регионах России статистика по детскому травматизму особенно велика?

- К сожалению, на первом месте традиционно стоит Москва – в силу объективных причин: большого количества людей и транспортных узлов. Есть проблемы с детским травматизмом на Северном Кавказе: это связано с тем, что на побережье железная дорога проходит вдоль зоны пляжей. Также высок процент травматизма в Куйбышевском регионе. В остальных регионах уровень травм на железных дорогах значительно ниже.

- РДЖ участвует в разработке различных методов профилактики детского травматизма – видеоролики, плакаты, рекламные кампании в СМИ, беседы в учебных заведениях. Какие из этих методов кажутся вам наиболее эффективными?

- Самое эффективное – проведение интерактивных учебных занятий, причем РЖД уже проводила такие мероприятия на Павелецком вокзале в Москве, в Казани, Санкт-Петербурге, Твери и Нижнем Новгороде. Детям недостаточно просто сообщить какую-то информацию, прочесть лекцию о том, чего нельзя делать на железной дороге. Ребенок еще не сформировался как ответственная личность, система запретов на него не действует. Полезнее вовлечь детей в процесс обучения, в котором они могли бы сами активно участвовать, выдвигать собственные идеи.

Схожий и также очень эффективный метод формирования культуры транспортной безопасности – задействовать детские железные дороги. Сейчас в России 26 таких дорог, мы вкладываем в них серьезные средства. На эти площадки дети приходят с родителями, знакомятся с транспортом, катаются в вагонах, у них есть возможность примерить на себя роли проводников, машинистов. Такие занятия приносят очень большую отдачу.

- Планируется ли увеличение количества детских железных дорог?

- Существующих площадок в стране вполне хватает, чтобы охватить детскую аудиторию Но у нас есть специальная программа их развития: игровые дороги должны стать более совершенными, более востребованными с точки зрения визуального восприятия, там должны появиться новые транспортные средства, новые технологии.

- Изучали ли вы международный опыт профилактики транспортного травматизма?

- Во многих странах профилактика травматизма уже встроена в учебный процесс: они создают ментальность собственной безопасности. Могу привести пример: если в Японии человек получил травму на железнодорожных путях, расследования вообще не происходит. Культура безопасности настолько высока, что считается: если человек попал в зону движения, он пошел туда сознательно, это самоубийца.

Кроме того, надо отдать должное европейскому опыту организации безопасности движения: в зоне высокоскоростного транспорта за счет бюджета, а не владельцев инфраструктуры, предусматривают переходы разных уровней: мосты или туннели.

Места для переходов

- По статистике одна из самых распространенных причин травматизма на железных дорогах – переход через пути в неположенном месте. У РЖД есть пятилетняя программа обустройства новых пешеходных переходов. Как принимаются решения о том, где именно необходимо их построить?

- Железным дорогам 175 лет, города обычно развивались вокруг железных дорог, и так сложилось, что где-то просто изначально не заложили необходимую для безопасности пешеходов инфраструктуру. Мы понимаем это и вкладываем средства в обустройство переходов в наиболее травмоопасных зонах. Чтобы определить такие проблемные места, мы ведем статистику по количеству пострадавших и, более того, впервые в России на научной основе начали рассчитывать будущие риски. При этом есть обязательное условие – размещение пешеходного перехода согласуется с местной администрацией.

Но имеется и другая сторона проблемы. Мы устраняем уже существующие недостатки, но нужно таким образом выстроить наше градостроительное планирование, чтобы в новых городах и районах не требовалось дополнительных работ и финансовых вложений в обустройство транспортной инфраструктуры. К сожалению, сейчас в процессе развития городов, при строительстве новых жилых массивов жителям часто забывают обеспечить удобные переходы через железнодорожные пути. Задача местной администрации и архитекторов – убедить застройщиков обеспечить транспортную доступность того или иного объекта. Мы добиваемся, чтобы проекты развития городов согласовывали с владельцами транспортной инфраструктуры, обращаемся к руководителям субъектов федерации, подключили транспортную прокуратуру, которая уже разработала соответствующее предписание.

Проблемы возникают даже в процессе развития Москвы. Правда, надо отдать должное московским властям и губернатору Московской области: они идут нам на встречу, есть и программа совместного строительства, которую финансируют субъекты федерации, а мы за свой счет выносим коммуникации и предоставляем строителям возможность работать.

- Что делает РЖД для безопасности горожан при запуске высокоскоростных поездов?

- Пять лет назад, запуская первый «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, мы привели все имеющиеся на маршруте пешеходные переходы в идеальное состояние и везде поставили сигнализацию. На новых маршрутах, где скорость движения выше 140 км/ч, действующими нормативами запрещено проектировать переходы через пути на одном уровне перемещения: это должны быть либо мосты, либо туннели. При запуске скоростного поезда до Казани уже на стадии проектирования в планы будут заложены переходы разного уровня. Также, безусловно, будут строиться ограждения вдоль путей.

Снижение риска

- Сфере вашей деятельности – условия труда сотрудников РЖД, и вы неоднократно отмечали важность перехода от реактивной к проактивной системе охраны труда. В чем это выражается в вашей компании?

- Сейчас государство в лице Министерства труда и социальной защиты переходит от доктрины абсолютной безопасности к доктрине управления рисками. Соответствующие изменения внесены в федеральное законодательство, в Трудовом кодексе появилось понятие «профессиональные риски».

У нас уже разработан и введен специальный стандарт компании, который так и называется «управление профессиональными рисками». Более того, мы разработали методику подсчета рисков и в следующем году ставим задачу автоматизировать подсчет, чтобы переходить на прогнозирование рисков, работать на предупреждение.

- Как повлияла на вашу деятельность замена аттестации рабочих мест системой специальной оценки условий труда?

- Действительно, в этом году вся страна, и РЖД в частности, перешла с аттестации рабочих мест на специальную оценку условий труда (СОУТ). Особенность этой системы в том, что работодателю дается возможность максимально объективно оценить условия труда, и обеспечить планирование расходов, по возможности переведя часть рабочих мест в более низкий класс вредности. В таком случае компания получает дополнительный экономический стимул: чем меньше вредных факторов на рабочих местах, тем меньше она будет отчислять в пенсионный фонд и выплачивать в качестве компенсации сотрудникам.

- Насколько успешно продвигается этот процесс в РЖД?

- В ОАО «РЖД» 36% рабочих мест находятся во вредных условиях труда. Правда, три года назад цифра была выше – 45%, и мы продолжаем исправлять ситуацию. Но по существующим санитарным нормам и технологическому укладу некоторые рабочие места просто невозможно сделать на 100% безвредными. Для этого и существует механизм компенсации работникам, которые вынуждены занимать такие места.

В 2014 году мы ставили себе цель перевести в менее вредные категории порядка 5% от числа рабочих мест, связанных с вредными факторами. Результат оказался в четыре раза выше – порядка 19%, то есть примерно 30 тысяч рабочих мест переведены из вредных категорий в допустимые, либо поменяли классы, снизив вредность. В следующем году цель остается той же: такими последовательными шагами мы будем постепенно улучшать ситуацию там, где это возможно.

Беседовала Анна Макарова

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама