Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Марина КОВТУН: "Шаг за шагом потенциал Мурманской области воплощается в реальность"

17 декабря 2014, 16:00 UTC+3

Одно из знаковых событий этого года для региона - это практическое начало реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла"

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Архив ИТАР-ТАСС/Федосеев Лев

- Марина Васильевна, одно из знаковых событий этого года для Мурманской области - это практическое начало реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Как обстоят дела сегодня, и какие перспективы он открывает перед Мурманской областью и российской Арктикой в целом?

- Мы настойчиво шли к этому моменту. Напомню, что когда проект начинал разрабатываться в 2008 году, еще не так активно говорилось об освоении Арктики, и Мурманский транспортный узел предполагал просто увеличение грузопотока. Но теперь стоит задача создания береговой инфраструктуры для освоения шельфы Северного Ледовитого океана. И поэтому Мурманский транспортный узел имеет значение для всей России. В Мурманской области находятся незамерзающие порты, что создает особые преимущества. Плюс большие глубины Кольского залива, что позволяет принимать любые суда.

Было чрезвычайно важно, что в мае Президент Владимир Путин сообщил о сохранении финансирования в полном объеме. В сентябре мы вместе с министром транспорта России Максимом Соколовым дали старт первому этапу реализации комплексного развития Мурманского транспортного узла, официально объявив о начале строительства объектов федеральной собственности в рамках проекта: железнодорожной линии к западному берегу Кольского залива. Строительная длина ветки составляет 46 километров

Мурманский транспортный узел несомненно будет способствовать укрепления позиций России в Арктике, разработки шельфовых месторождений углеводородного сырья.
Проект предусматривает финансирование как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств частных инвесторов. Общий объем финансирования проекта – более 152 млрд рублей. Частные инвестиции будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива. На восточном берегу предусматривается реконструкция существующего угольного терминала.
Согласно Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, которая недавно была принята Правительством РФ, на Мурманский транспортный узел будет приходиться около 70 млн тонн грузооборота – более десятой части грузов, обрабатываемых в морских портах страны сегодня.

- На какой стадии находится проект "Роснефти" по созданию на мощностях 82-го судоремонтного завода в Росляково базы по снабжению работ на арктическом шельфе?

- Мы подписали Соглашение о сотрудничестве с Роснефтью, которое легло в основу нашего сотрудничества. В сентябре этого года был подписан указ Президента о выводе поселка Рослякова из состава закрытого территориального образования с 1 января 2015 года. Это упростит создание судостроительного кластера. Судоремонтный завод должен стать судостроительным и обеспечить создание не только судов для освоения шельфа, но и буровых платформ.

При этом в правительстве области действует постоянная комиссия по сохранения условий жизни населения Рослякова.

Для региона этот проект - создание новых рабочих месть, 2 тыс новых вакансий. Рабочие завода будут перепрофилированы на новые востребованные специальности. Предприятие будет социально ответственным, качество жизни жителей поселка станет расти.

Проект пока идет по графику. Также прорабатывается вопрос создания на территории завода дополнительного участка особой экономической зоны и индустриального парка. Статус резидента особой экономической зоны позволит компании существенно сократить время и стоимость проведения таможенных операций, а к строительству инфраструктуры индустриального парка – привлечь средства федерального бюджета.

- Существуют ли проекты по организации добычи в Мурманской области рекдоземельных металлов? Каковы перспективы у этой отрасли?

- Это очень перспективное направление. В Мурманской области сосредоточено 70 процентов всех разведанных запасов редкоземельных металлов России. К сожалению, до настоящего времени наши предприятия не занимались их разработкой, металлы покупались за рубежом. Их добыча достаточно сложна.

У нас есть два проекта. Среди них можно выделить проект строительства горно-обогатительного комбината на базе платинометалльного месторождения "Федорова Тундра". Примерный объем инвестиций составляет около 47 млрд рублей. При успешной реализации проекта фабрика сможет ежегодно давать около 6 млн тонн платинометалльной руды.

Кроме того, существует проект создания ГОКа по производству диоксида титана, редких и редкоземельных металлов на базе Африкандского месторождения. Здесь запасы сырья оцениваются в 900 тысяч тонн руды в год.

Потребность в этих металлах сегодня колоссальная. И эти два проекта, которые уже начаты, позволят обеспечить потребности передовых высокотехнологичных отраслей промышленности России в редкоземельной продукции, а также заметно снизить зависимость нашей страны от импорта редкоземельных металлов.

- Каковы туристические перспективы Мурманской области?

- В этом направлении мы очень хорошо продвинулись. В этом году реализован мощный ключевой проект создания канатной гондольно-кресельной дороги в городе Кировске. Примечательно, что проект по строительству этой дороги, которая соединяет северный склон горы Айкуайвенчорр с южным, стал первым проектом государственно-частного партнерства в Мурманской области. Сумма общих инвестиций в проект составляет более 500 млн рублей. Такие проекты являются стимулом для развития институтов государственно-частного партнерства, уже сейчас мы существенно меняем инвестиционное законодательство.

Там два горнолыжных склона, один более пологий, подходящей для новичков, второй более крутой, для профессионалов и экстремалов. Хибины уникальны, потому что горы здесь практически без леса. И они должны получить достойную туристическую инфраструктуру. В городе Апатиты заработал аэропорт, который обеспечивает рейсы в Москву, Санкт-Петербург, в планах - рейсы в Скандинавию.

Из года в год проток туристов в Мурманскую область растет. У нас нет массовых направлений, но есть эксклюзивные - снегоходные маршруты, кайтинг, рафтинг, популярен рыболовной туризм, потому что у нас неповторимые природные условия, туристы приезжают к нам более чем из 40 стран.

Уникальный объект - музей на борту ледокола "Ленин", на нем создан информационный центр. Здесь рассказывают об истории единственного в мире ледокольного флота. Еще один уникальный проект - снежная деревня в Кировске. Она создается уже пятый год. Это большой ледяной комплекс, каждый раз он выполняется в новой тематике. В этом году это Олимпиада.

У нас очень активно развиваются культурные проекты в рамках Баренцева Евро-арктического региона. Они затрагивают культуры саамов, поморов. Это тоже привлекательные направления для туризма. В старинном поморском селе Варзуга есть уникальная деревянная церковь. Есть туристические маршруты в саамские деревни, к святым местам коренных народов Севера, к древним наскальным рисункам, которым около 5 тысяч лет.

Все эти проекты – часть напряженной работы. Мы рады, что уже сейчас постепенно, шаг за шагом потенциал Мурманской области воплощается в реальность.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама