Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

ИГСО: ситуация в пригородных пассажирских перевозках на железнодорожном транспорте

26 марта 2015, 9:05 UTC+3
Институт глобализации и социальных движений представил в правительство РФ доклад о ситуации в пригородных пассажирских перевозках
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 26 марта /Центр экономических исследований ИГСО/ -- Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) подготовил доклад о ситуации в пригородных пассажирских перевозках на железнодорожном транспорте  "Гордиев узел нерешенных проблем. 4 года. Итоги". Документ направлен на рассмотрение президенту РФ и председателю правительства РФ 25 марта 2015 года.

В докладе подводятся итоги деятельности системы пригородных железнодорожных перевозок с момента выделения этого сегмента из состава ОАО "РЖД" в отдельный бизнес. Кроме того, в документе содержится ряд предложений по улучшению сложившейся непростой ситуации.

"Ключевой проблемой в пригородном пассажирском железнодорожном сообщении является его недофинансирование, как со стороны субъектов РФ, так и со стороны федерального центра", отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.

Пригородное пассажирское сообщение - социально важная услуга. Пользование электричками - дорогостоящая услуга и полная стоимость проезда для пассажира является неприемлемой, отмечается в докладе.

Пассажир получает возможность покупать билет на электричку фактически за полцены от его реальной стоимости. Стоимость билета определяется субъектом РФ, на основе обоснования, которое представляет пригородная пассажирская компания (ППК). Сегодня цена билета - половина от реальной стоимости проезда. В результате пассажир получает услугу по приемлемой цене.

Однако ППК недополучают половину того, что требуется для перевозки пассажиров. ППК не могут рассчитаться с ОАО "РЖД" за аренду подвижного состава и машинистов. Сегодня задолженность ППК перед ОАО "РЖД" составляет 37 млрд. рублей. Это накопленная сумма с 2011 по 2014 годы.

Субъекты РФ по законодательству РФ должны компенсировать  разницу между ценой билета пассажира и стоимостью затрат пригородных пассажирских компаний. Но большинство субъектов отказываются это делать.

"Позиция субъектов РФ в подавляющем большинстве случаев неконструктивна", говорит Василий Колташов.

В соответствии с действующим законодательством РФ, транспортное обслуживание населения на электричках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Именно субъекты РФ обязаны формировать заказ на организацию пригородного пассажирского сообщения, а также полностью компенсировать недополученные доходы ППК.

Но субъекты РФ не исполняют требования действующего законодательства. В результате, накопленная задолженность субъектов  РФ перед ППК сегодня составляет 38 млрд. рублей.

При этом, субъекты РФ для нормальной работы электричек, должны:

  • разработать концепцию (план) пассажирских перевозок региона с учетом пассажиропотока, маршрутов, новых рабочих мест, сезонной потребности в перевозках;
  • сформировать заказ на организацию пригородного ж\д сообщения в своем регионе, провести конкурс и заключить договор с перевозчиком (сроком на 5-15 лет);
  • договориться с федеральным центром о дотациях, чтобы компенсировать перевозчику потерю доходов от регулирования тарифа (часть затрат);
  • определить цену билета для пассажира

Но у большинства регионов явно отсутствует понимание социальной важности обеспечения пригородного пассажирского железнодорожного сообщения.

Так, губернатор Орловской области Вадим Потомский не считает пригородное пассажирское железнодорожного сообщение социальной задачей: "Орловская область не в состоянии оплачивать эту услугу железнодорожников из своего бюджета. А забирая эти деньги из бюджета региона, мы не направляем их на социальные задачи, которые для нас первостепенны" ("Орловская правда" от 06.02.2015).

В Тульской области администрация в лице губернатора Владимира Груздева не стремится к конструктивному диалогу.  На прошлой неделе правительство области фактически не допустило  ж\д перевозчика на свое заседание, как раз посвященное вопросам "пригородки". Накануне компанию, представители которой собирались принять участие в заседании правительств, официально уведомили об отмене мероприятия и переносе его сроков на неопределенный срок.  На самом деле заседание состоялось, но без участия железнодорожников.  Заочно их обвинили в завышении реальной стоимости услуги и так далее. Между тем, долг региона по "пригородке" за 2011-2014 годы превысил 450 млн рублей, истребовать его приходится через суды. 

По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины. Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели.

"Региональным властям необходимо пересмотреть свое отношение к решению транспортных задач", отмечает В.Колташов. С их стороны должна быть конструктивная инициатива, так как это обязательство определено федеральным законодательством.

Средства для решения проблем "пригородки", по мнению экспертов ИГСО, есть. Впрочем, важно чтобы была скоординированность действий на всех уровнях. Многое зависит и от Правительства РФ и ряда федеральных ведомств, которое также должно своевременно исполнять свои обязательства.

Необходимо также проводить разъяснительную работу по расходам РЖД на аренду подвижного состава. Стоит отметить, что в настоящее время ФСТ по поручению Правительства РФ заканчивает разработку методики расчета аренды подвижного состава, которая в большей степени отвечает реалиям и потребностям текущего момента. Необходимо, чтобы РЖД выполнило свои обязательства и передало регионам подвижной состав.

Также важен переход на долгосрочные договора от 5-15 лет между субъектами РФ и перевозчиками. Из-за отсутствия таких договоренностей  уровень износа пассажирской инфраструктуры (платформ и проч.) в сфере пригородного железнодорожного сообщения составляет 75%. Возраст 83% поездов ППК -  более 20 лет.

Некоторые регионы пытаются разрабатывать долгосрочные договора, но пока таких случаев - единицы. В частности, это Москва и Московская область.  Эти субъекты объединили свои усилия и готовятся к подписанию долгосрочного договора по взаимодействию с  пригородными перевозчиками, работающими в этих регионах. Предполагается, что заказ на пригородное ж/д сообщение субъекты сформируют совместно и сроком на 15 лет.  Это позволит перевозчикам заняться обновлением подвижного состава, модернизацией инфраструктуры и планированием своей деятельности на долгосрочной основе.  Новый формат отношений будет примером  для всей страны. 

В итоге, эксперты ИГСО предлагают перечень мер для урегулирования ситуации.

Прежде всего, это принятие закона  "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ", который необходим для того, чтобы установить принципы госзаказа на организацию регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и ответственность за обеспечение данных перевозок.

Правительству РФ предлагается:

  • предусмотреть закрепление ставки НДС 0 % по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на бессрочной основе;
  • распространить решение об установлении льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры в размере 0,01 с полным возмещением выпадающих доходов на долгосрочный период;
  • наделить Минтранс России полномочиями по согласованию комплексных планов по транспортному обслуживанию населения субъектов РФ и контролю за решениями по формированию регионального заказа и определению (изменению) объемов транспортной работы;
  • распределить ответственность по регулированию тарифов на перевозки между федеральными и региональными органами исполнительной власти, наделив  ФСТ России полномочиями по согласованию тарифных решений региональных регуляторов и мониторинга их выполнения;
  • разработать долгосрочную госпрограмму (до 2025-2030 гг.) закупки пригородного железнодорожного подвижного состава с учетом внебюджетных источников и средств государственной поддержки;
  • поручить ФСТ России разработать и утвердить методологические подходы по формированию стоимости арендных платежей за подвижной состав, используемый в пригородных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.

В свою очередь, важно провести работу по субъектам РФ.

Крайне важно:

  • поручить субъектам РФ разработать и направить в Минтранс России на согласование комплексные планы транспортного обслуживания населения субъектов РФ на средне- и долгосрочную перспективу;
  • поручить субъектам РФ заключить долгосрочные госконтракты (договоры) на транспортное обслуживание населения и завершить работу по подписанию соглашений об урегулировании некомпенсированных потерь пригородных компаний в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2014 г. № Пр-1592;
  • на долгосрочной основе закрепить порядок оказания адресной поддержки субъектам РФ из федерального бюджета в целях субсидирования пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

В итоге появится возможность обеспечить привлечение частных инвестиций в сферу пригородных пассажирских ж/д перевозок на конкурсной основе, что полностью отвечает решениям правительства РФ по реформированию железнодорожной отрасли.

 

Контакты для СМИ:

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО

Тел.: +7 (967) 217-01-34

www.igso.ru

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама