Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Декан РАНХиГС Елена Лобанова о структурных реформах в России – в статье для ТАСС

17 августа 2015, 15:53 UTC+3
Структурные реформы неразрывно связаны с внесением изменений в порядок и характер распределения чистого дохода как на национальном уровне, так на уровне корпораций
Материал из 1 страницы
© РАНХиГС

Москва, 17 августа 2015 г. /РАНХиГС/. О структурных реформах пишут многие: вне структурных реформ вряд ли правомерно рассчитывать на рост или ускоренное преодоление глубокого и затяжного кризиса, свидетелями которого мы являемся.

Структурные реформы определяются по-разному, очевидны лишь следующие факты: эти реформы затрагивают разные институциональные уровни (от государства до предприятия), разные сферы жизнедеятельности, разные масштабы и т.д. Вне сомнения, что у структурных реформ должны быть цели или ориентиры, что не одно и то же, однако именно они позволяют очертить, по крайней мере, направления движения структурного реформирования.

Первое — изменения в системе макроэкономических пропорций. Назовем лишь некоторые: рост  доли обрабатывающих отраслей в структуре национального дохода, перераспределение конечного продукта в пользу накопления (и соответствующие реформы в потребительском секторе), существенный рост доли реального сектора в структуре валового внутреннего продукта и т.д. Для создания макроэкономических ориентиров необходимо возвращаться к государственному регулированию на основе межотраслевых балансов, в которых моделируются макроэкономические пропорции в качестве опережающих индикаторов дальнейшего развития.

С межотраслевыми балансами тесно связано и второе направление структурных реформ. Речь идет о радикальных изменениях в отраслевой структуре российской экономики. В данном контексте время кризисов относится традиционно к наиболее благоприятным периодам, где с наименьшими потерями можно рассчитывать как на резкое сокращение доли морально изношенных отраслей, так и на появление наукоемких видов деятельности, инноваций, венчурного финансирования, развитого фондового рынка и многого другого.

Третье — существенный рост наукоемких отраслей и видов деятельности неразрывно связан с активным развитием малого инновационного бизнеса, условием успешного существования которого, в свою очередь, служит радикальная реструктуризация собственности и процессов приватизации, нацеленных в нашем случае на поощрение роста числа публичных открытых компаний — прежде всего, в инновационной, венчурной сфере. Данное обстоятельство неизбежно должно сопровождаться реструктуризацией финансовых  рынков и резкой активизацией функционирования рынков капитала. В этой же цепочке логических рассуждений пребывает масштабный и повсеместный переход на транспарентную финансовую отчетность, основанную на принятии комплекса международных стандартов финансовой деятельности, а это Международные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты аудита, Международные стандарты финансовой этики, Международные стандарты деловой (бизнес-) отчетности и пр. В данном случае мы говорим о реструктуризации учетной политики и об изменении ее ориентиров в России.

Следующий пункт — реструктуризация методов государственного регулирования и постепенный переход от прямых к косвенным методам государственного регулирования. По сути, речь идет о  переходе от дотаций, субсидий (которые у нас в стране, в сущности, являются дотациями) к гибким амортизационной политике государства, налоговой политике, а также политике кредитования и процентных ставок. Безусловным и непременным условием эффективности указанных мер служат государственные целевые программы с высокой (выше средневзвешенной стоимости капитала) операционной доходностью, с государственно-частным партнерством и справедливым (контрактным) распределением конечного дохода.

Структурные реформы неразрывно связаны с глобальными изменениями в структуре финансирования как на государственном уровне, так и на уровне конкретных компаний (корпораций). Необходимо следовать общепринятым правилам при выработке политики финансирования. Во-первых, кредиты (любые) — это финансовые риски, поэтому право на эти кредиты должно быть обусловлено и обосновано:

1) размером акционерного капитала

2) и совокупной или операционной доходностью.

Во-вторых, кредиты могут и должны нарастать лишь пропорционально росту акционерного капитала (это же правило относится к госкорпорациям). В-третьих, непременным условием целевого государственного финансирования и государственного кредитования должна стать Федеральная контрактная система России.

В-четвертых, кредитование на любом уровне должно приобрести четко выраженный целевой характер, обеспеченный стратегическими целями развития. Такой подход подразумевает лишь одно — радикальный переход к многообразию форм и методов кредитования и страхования рисков, широко применяемых во всем мире.

И последнее. Структурные реформы неразрывно связаны с внесением изменений в порядок и характер распределения чистого дохода как на национальном уровне, так на уровне корпораций. Чрезмерное увлечение выплатой дивидендов противоречит основной концепции современных неоклассических финансов: норма накопления дохода (или норма капитализации) в период роста должна быть максимальной. Исключение составляет лишь период рецессии — правда, при одном условии: если его продолжительность не более полутора лет. К сожалению, в наших условиях период рецессии существенно длиннее.

Елена ЛОБАНОВА, д.э.н., профессор, декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС

Контакты:

Соколов Дмитрий, руководитель пресс-службы

Центра общественных связей

Тел.:   +7 (499) 956-99-69

Моб.: +7 (903) 788-38-02

E-mail: sokolov-dn@rane.ru

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама