УрФУ разрабатывает технологию мониторинга трубопроводов

5 октября 2015, 15:40 UTC+3
Она позволяет с точностью до сантиметров определить место и состояние трубопровода под толщей земли или воды
© ФГАОУ ВПО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина"

ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 октября. /ТАСС/. Сотрудники Физико-технического института (ФТИ) Уральского федерального университета (УрФУ) с высокой точностью нашли на дне Байдарацкой губы Карского моря… магистральные трубопроводы "Газпрома". Их точное обнаружение подтвердило успех разработки, которую ведет малое инновационное предприятие "Квантум Магнетик Пайп Тест" (КМПТ) с участием УрФУ. Об этом сообщили сегодня в инновационной инфраструктуре УрФУ.

"Нашей задачей была отработка методики высокоточной трехмерной локализации подводных магистральных трубопроводов. В отличие от какого-либо из археологических открытий, которые делают на Севере наши коллеги-историки, и для которых тоже могут использоваться наши приборы, успех этих работ, конечно, не сенсация. Однако с точностью до нескольких сантиметров определить, где под толщей воды или земли скрывается трубопровод и в каком он состоянии, с экономической точки зрения очень важно", - считает директор КМПТ, аспирант ФТИ Евгений Нархов.

Уральцам удалось обнаружить, провести съемку и рассчитать пространственное положение подводных переходов магистральных трубопроводов на разных глубинах. Добиться этого позволили новейший глубоководный буксируемый градиентометр SeaPOS-2, для которого работы в Карском море стали успешными испытаниями, и многоканальная полноградиентная система, позволяющая производить съемку высокой разрешающей способности с поверхности воды.

Новый прибор, замещающий зарубежные аналоги и другие высокоточные оверхаузеровские магнитометры серии POS разработаны и производятся в научно-исследовательской лаборатории квантовой магнитометрии (НИЛ КМ) ФТИ УрФУ. Полученный опыт позволит развить технологию неразрушающего бесконтактного контроля нефте- и газопроводов, а также усовершенствовать технологию производства отечественных высокоточных морских магнитометров.

Научную экспедицию на борту научно-исследовательского судна "Виктор Буйницкий" организовал Государственный океанографический институт (ГОИН) имени Н.Н.Зубова. Вместе с Е. Нарховым и другими учеными из ведущих университетов страны в исследованиях участвовал студент ФТИ Андрей Сергеев, работающий в НИЛ КМ в качестве инженера. Источниками средств для их участия в экспедиции стали партнерство с ГОИН и Программа развития международной конкурентоспособности 5-100.

КМПТ с участием УрФУ оказывает услуги компаниям и частным лицам, деятельность которых связана с наблюдением и обнаружением аномалий магнитного поля. Производимые в УрФУ магнитометры позволяют исследовать трубопроводы с глубиной залегания до 10 метров, а также подводные переходы, обнаруживая коррозионные пятна, трещины, вмятины, зоны повышенного усталостного напряжения и другие дефекты. В настоящее время предприятие разрабатывает технологию бесконтактной дефектоскопии и долговременного мониторинга магистральных трубопроводов.

Инновационная инфраструктура УрФУ (www.inno.urfu.ru) создана в сентябре 2010 года для развития наукоемкого бизнеса путем коммерциализации результатов научных исследований и разработок в сфере высоких технологий. Включает 80 малых инновационных предприятий, несколько инновационно-внедренческих центров и подразделения системы поддержки развития наукоемкого предпринимательства (от генерации инновационных идей до производства инновационной продукции).