25 мая 2016, 08:43

Выпускники вузов станут более востребованными на рынке труда

Подразделения пяти российских вузов, ответственных за трудоустройство студентов и выпускников инженерных и технических специальностей, получат гранты в размере до 900 тыс. руб. Чтобы получить грант, необходимо принять участие в конкурсе на лучший проект. Об этом заявила директор НП "Лифт в будущее" Юлия Селюкова 24 мая на пресс-конференции "Подготовка инженерных кадров: профессии будущего" в ТАСС.

На сегодняшний день работодатели не спешат брать в штат выпускников без профессионального опыта, поскольку переобучение "на местах" требует большого количества времени и финансовых ресурсов. В свою очередь студенты также испытывают немалые сложности с трудоустройством по специальности. Для того чтобы исправить это положение, "Лифт в будущее" решил внести свой вклад в оптимизацию работы подразделений российских вузов, занимающихся трудоустройством студентов и выпускников, путем оказания финансовой поддержки лучшим из них.

"Лифт в будущее" выступает связующим звеном между академической средой и одним из крупнейших работодателей, располагающим большой палитрой технических и инженерных специальностей, - говорит Елена Чернышкова, президент благотворительного фонда "Система". - Мы надеемся, что результаты конкурса станут полезными не только для вузов, но и для компаний, входящих в состав АФК "Система", которым принесут реальную экономическую выгоду через сокращение расходов на адаптацию молодых кадров".

На пресс-конференции ректоры и проректоры ведущих технических вузов России обсудили влияние Национальной технологической инициативы (НТИ) на формирование будущего рынка труда и предложили механизмы участия работодателей в процессе подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для наукоемких отраслей экономики.

В мероприятии приняли участие ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, заместитель гендиректора РВК Евгений Кузнецов, проректор РЭШ Зарема Касабиева, проректор МИСиС Тимоти О`Коннор, ректор Московского политеха Андрей Николаенко, проректор университета Иннополис Софья Черногорцева.

"Сегодня университеты должны более активно работать сетевым образом, стимулировать развитие проектных групп и формировать команды школьников в рамках НТИ. Важно стирать границы и вовлекать детей в кружковое движение", - рассуждает ректор МПУ Андрей Николаенко. По его мнению, главным ответственным в подборе и отборе преподавателей в технических вузах становится руководитель образовательных программ, а система управления строится вокруг проектов.

Владимир Васильев, ректор ИТМО, продолжает рассуждение о проектном обучении и считает, что "наблюдается устойчивая тенденция, когда университеты становятся венчурными фондами". "Объединение идей и инициатив студентов, преподавателей и работодателей создает единую "нейросеть", открытый живой организм, который способен определить траекторию развития инженерного образования в будущем", - сказал он.

Заместитель генерального директора РВК Евгений Кузнецов говорит о революции в системе образования. "Сегодня она (революция) идет практически во всех учебных заведениях, сильно меняется ландшафт индустрии. В наукоемких и высокотехнологичных предприятиях происходит вытеснение рабочей силы. Две трети работы сегодня выполняют роботы, информационные платформы. В ближайшие десять лет потребность экономики в творческих профессиях будет только возрастать. Реальность меняется драматически, наступает новая технологическая эра", - отметил он.

Рассуждения Кузнецова поддержала проректор Российской экономической школы Зарема Касабиева. "Так называемый коэффициент распада в вузах составляет порядка 50%, проще говоря, половина знаний является не востребованной у специалиста на выходе из "вышки". Это очень критично для технических специальностей. Ум, креативность и аналитика - те факторы, которые будут способствовать технологическому сдвигу в профессиях", - считает проректор.

Эксперты сошлись во мнении, что российской экономике будущего нужны специалисты иного склада ума. Университеты это понимают и внедряют проектное обучение начиная с первого курса. "Надо создавать новые образовательные треки под задачи НТИ, экспериментировать с новыми специальностями и профессиями", - полагает проректор "Иннополиса" Софья Черногорцева. С ней соглашается и проректор МИСиС Тимоти О`Коннор. По его мнению, "надо составить повестку дня на завтра, чтобы мы были готовы определить потребности и ожидания рынка на пять-десять лет вперед". "Необходимо создать творческую среду и учитывать мнения всех заинтересованных стейкхолдеров", - заявил он.

Основная задача Национальной технологической инициативы - понять, в какую сторону будут двигаться рынки, и определить востребованность работодателей в будущем.

Миссия образовательной программы "Лифт в будущее" благотворительного фонда "Система" заключается в разработке и апробировании эффективной модели отбора и подготовки лидеров технологического будущего России. Программа призвана помочь молодым людям сделать осознанный выбор профессии в соответствии с приоритетами развития экономики, а также сформировать кадровый резерв для наукоемких компаний и перспективных отраслей отечественной промышленности.