Арктика - один из векторов развития России. В число арктических приоритетов страны, по словам президента Владимира Путина, входит создание качественных условий жизни для населяющих эти территории людей, привлечение в Арктику инвестиций и вложение средств в природоохранную деятельность, а также наращивание научного присутствия. Среди приоритетных арктических проектов ключевыми являются ямальские. Доля Ямало-Ненецкого автономного округа в общем объеме инвестиций в основной капитал Арктического макрорегиона превышает 66%, а в масштабах России Ямал входит в первую тройку доноров федерального бюджета. О том, как регион реализует экономическую политику в контексте этих стратегических задач, рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
- Впервые об основных арктических приоритетах России глава государства заявил на международном форуме "Арктика - территория диалога" в сентябре 2010 года. Один из основных российских регионов в этой стратегии - Ямал. Что сделано в округе за эти годы?
- Глава государства конкретизировал задачи России в Арктике еще и на 3-м форуме "Арктика - территория диалога", который прошел в Салехарде в 2013 году. Он тогда поставил очень четкие задачи: "Ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды". При этом президентом было сформулировано, что "…в Арктике сконцентрированы большие интересы - и экономические, и политические, и гуманитарные. Крайне важно объединять усилия для эффективной работы в этом регионе мира и в нашем регионе". Поэтому правительство автономного округа проводит ежедневную работу по сохранению социально-экономической стабильности в регионе и приумножению его потенциала. Это важно для людей, бизнеса и власти. Результат такой политики мы видим в основных показателях развития.
На территории Ямала, занимающей десятую часть Арктической зоны России, производится более половины ее валового регионального продукта. И он ежегодно растет. По итогам 2015 года ВРП превысил 1,7 трлн руб.
Доля округа в общем объеме инвестиций в основной капитал Арктического макрорегиона превышает 66%, а в масштабах России Ямал входит в первую тройку.
Среди приоритетных арктических проектов ключевыми являются ямальские. Это завод "Ямал СПГ", порт Сабетта и Северный широтный ход - часть проекта "Энергия Арктики". Всего в прошлом году в округ поступило почти 800 млрд руб. инвестиций.
Мы в лидерах Арктической зоны по объему внешнеторгового оборота. По итогам первого полугодия он превысил годовое значение прошлого года и составил около 1,5 млрд руб.
По итогам 2015 года округ вошел в топ-20 регионов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Напомню, что у нас действуют широкие меры поддержки бизнеса и понятные правила игры. Например, налоговые льготы инвесторам, реализующим проект с капитализацией более 1 млрд руб., сохранены. Со следующего года аналогичная схема начнет работать для региональных проектов стоимостью свыше 50 млн руб.
- Действительно, Ямал - привлекательная для инвесторов территория. О каких перспективах можно говорить уже сейчас?
- Дополнительной возможностью для роста экономического потенциала Ямала могут стать планы правительства России в 2017 году распространить на Арктическую зону режим территорий опережающего развития. Это важно для реализации инфраструктурных проектов и привлечения частных инвесторов, что на ближайшие годы остается нашим приоритетом.
Особое внимание - малому и среднему бизнесу. На базе отдельных многофункциональных центров мы начали оказывать предпринимателям услуги по принципу "одного окна". В следующем году МФЦ для бизнеса будут открыты во всех крупных городах Ямала. Также в ближайших планах - внедрение рейтинга инвестиционного климата муниципальных образований. Конкурентная среда позволит органам местного самоуправления активизировать усилия по созданию благоприятной предпринимательской среды на местах.
Привлекая инвесторов, мы должны помнить три постулата: достойное качество жизни ямальцев, неизменные правила для бизнеса и создание дополнительных возможностей для опережающего развития Ямала.
- Как формируется бюджет округа в условиях мирового кризиса и не лучших цен на углеводороды?
- Сегодня все пришли к пониманию, что мы живем в условиях новой реальности: низких цен на сырье, невозможности внешних займов и вытеснения России с традиционных сырьевых рынков. Надо быть реалистами - происходящие политические перемены в разных странах вряд ли в ближайшее время изменят эту ситуацию.
Наша задача - максимально быстро перестроиться, запустив новую модель развития. Мы к этому постепенно идем, снижая зависимость территории от моносырьевой экономики, развивая глубокую переработку и транспортную инфраструктуру.
Объективно в прошлом году наш регион столкнулся со сложностями по формированию бюджета.
Названные выше причины привели к значительному снижению налога на прибыль.Тем не менее в 2016 году нам удалось сформировать консолидированный бюджет в 156 млрд руб. Он сохранил социальный характер, и все расходные обязательства, прежде всего перед населением, выполнены в полном объеме.
О финансовой стабильности автономного округа свидетельствует выполнение обязательств перед муниципалитетами. Всего за последние шесть лет бюджеты муниципальных образований получили более 300 млрд руб.
- Говоря о росте добычи, диверсификации приоритетных отраслей и развитии глубокой переработки, что вы имеете в виду?
- Хочу подчеркнуть важный момент: впервые за 12 лет добыча нефти в округе перешла в стадию роста. Мы приступили к добыче на континентальном шельфе. Никто в мире так далеко на Севере нефть не добывает.
Введены новые масштабные проекты. Это нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", Восточно-Мессояхское и Пякяхинское месторождения. До конца года планируется сдать в эксплуатацию трубопровод "Заполярье - Пурпе - Самотлор". Это один из крупнейших объектов нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", по которой нефть пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
На полную мощность постепенно выходит уникальное по запасам Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение. Напомню, Бованенково - это стартовая площадка для выхода России на новые арктические территории, на огромные ресурсы и возможности.
Еще одна значимая составляющая нашей экономики - переработка. По итогам текущего года мы удвоим долю обрабатывающих производств по сравнению с 2010 годом, а с полным запуском завода "Ямал СПГ" в 2020 году каждый четвертый рубль, созданный в экономике, будет приходиться на переработку, а не на добычу сырья. Ближайшие три года станут переломными для Ямала.
- Как повлияло на текущую деятельность предприятий ТЭКа минувшее лето со вспышкой сибирской язвы и пожарами?
- Как и всем на Ямале, им тоже досталось. Но все сроки, которые мы поставили по запуску месторождений, выдерживаются. Все идет по запланированному графику.
- Транспортная составляющая наряду с ресурсной является не менее важной в подобных проектах.
- Мы продолжаем работу по созданию арктического транспортного блока. Совместно с компаниями "Газпром" и "Российские железные дороги", частными инвесторами в ближайшее время начнется реализация инфраструктурного проекта "Энергия Арктики". Он ускорит освоение созвездия арктических месторождений и откроет новые возможности для перерабатывающей промышленности. Бованенковский, Тамбейский, Новопортовский, Мессояхский, Каменномысский центры уже в обозримой перспективе станут локомотивами промышленного роста как автономного округа, так и всей России.
"Энергия Арктики" предполагает строительство двух участков железной дороги: Северный широтный ход и Бованенково - Сабетта, портовой инфраструктуры. События текущего года в очередной раз показали всю остроту и важность решения проблемы транспортной доступности. Над этим мы постоянно работаем, максимально используя все возможности.
Недавно правительство автономного округа подписало соглашение с РЖД. Уже в ближайшее время госкомпания направит концессионную заявку в правительство Российской Федерации. Таким образом, Северный широтный ход может стать первой концессионной железной дорогой в современной России.
Параллельно частный инвестор проектирует железнодорожную ветку Бованенково - Сабетта, которая соединит транспортную систему России с Северным морским путем. Документация подготовлена, подписано соглашение о государственно-частном партнерстве.
- В России 2017 год объявлен Годом экологии. Какое место в планах развития региона и освоения его недр занимает тема сохранения природы?
- Новую волну освоения ямальской Арктики без преувеличения можно назвать высокотехнологичной и экологически безопасной. В центрах нефтегазодобычи фиксируется снижение производственных отходов, сокращение вредных выбросов в атмосферу. Такой факт: возле промышленных объектов на Сабетте свободно гнездятся полярные птицы и живут песцы. А на мостах железной дороги на Бованенково свили гнезда краснокнижные кречеты. Это уникальные примеры для арктического мира!
Объективно такая тенденция является следствием колоссальных вложений, использования новейших разработок и учета природных и социальных особенностей территории. В этом году мы увидели первые результаты восполнения биоресурсов ямальских водоемов. В акваторию Оби впервые выпущено более 2,5 млн мальков муксуна, выращенных на собственном Собском рыборазводном заводе. Такого еще не было в Арктике. Рыбоводный завод на берегу реки Собь - самый мощный в России по воспроизводству сиговых рыб. Его строительство стало возможным благодаря совместной работе правительства округа и нашего стратегического партнера - компании НОВАТЭК.
Конечно, работы еще много, в том числе по ликвидации накопленного ущерба, устранению пробелов в федеральном законодательстве. Подчеркну, что эту тему мы обсуждали на встрече с генеральным прокурором России, а также на экспертном совете с недропользователями. Сегодня все понимают ответственность и значимость экологической безопасности в Арктической зоне. Важно это понимание трансформировать в реальные действия.
- Недавно президент встречался с членами правительства, обсуждали, в том числе, Арктику. Что для себя вы отметили?
- Я отметил, что все стали больше понимать, что Арктика - это ледокол, который ломает лед, прорубает новую дорогу России в новый мир. Для нас это экономический, конкурентный новый мир, в котором надо адаптироваться, мир транспортной логистики. Все больше и больше людей это понимают. Одно рабочее место в Арктике требует создания полутора десятков рабочих мест в других регионах. Арктика - это мощный драйвер экономики всей страны. Поэтому меня очень порадовала активная позиция по поводу свободной экономической зоны в Арктике. Считаю, что нужно обратить внимание на те субъекты в Арктике, которые способны придать дополнительный стимул для развития экономики. Это важно для всей страны.