Краснодарский край в 2017 году получил из федерального бюджета 1,3 млрд рублей по различным программам развития промышленности, что в пять раз больше, чем годом ранее. Сейчас в регионе активно развивают предприятия разных сфер, и в будущем они смогут обеспечить всем необходимым основные отрасли Кубани - туризм и АПК.
Импульс для развития промпроизводства дала экономическая и политическая ситуация последних лет. Причем инвесторы вкладывают средства не только в новые площадки, но также развивают уже существующие предприятия и возрождают обанкроченные производства, сообщил в интервью ТАСС замгубернатора Василий Швец.
- Насколько успешно Краснодарский край привлекает средства федеральных программ и фондов на развитие промышленности? Какой объем федеральных средств регион планирует получить по итогам 2017 года (в абсолютных цифрах и динамике по сравнению с 2016-м)? Какой прогноз на 2018 год и, если есть, на последующие годы?
- Сегодня наш регион активно участвует в федеральных программах, направленных на развитие промышленности. Только в этом году мы привлекли более 1,3 млрд рублей из различных источников. Это, представьте, почти в пять раз больше, чем в предыдущем. Так, по разным программам несколько краевых машиностроительных предприятий суммарно получили почти 500 млн в виде субсидий из федерального бюджета. Еще на 35 млн просубсидировано предприятие легкой промышленности "Брис-Босфор", которое выпускает обувь.
Кроме того, именно кубанские компании стали одними из первых в этом году, кто получил льготное финансирование от федерального Фонда развития промышленности. Всего со стороны ФРП (Фонда развития промышленности - прим. ТАСС) в край привлечено около 800 млн рублей.
Надеемся, что в будущем объем поддержки кубанских производителей со стороны федерального центра не будет снижен. В этом направлении активно работает департамент промышленной политики края. В то же время мы не должны опираться исключительно на помощь Федерации. Поэтому сейчас мы завершаем работу по формированию краевого фонда развития промышленности. По аналогии с федеральным, он будет предоставлять региональным промышленным предприятиям финансирование на льготных условиях.
- В последние годы много говорится про импортозамещение, возможности занять ниши на рынке, которые освободились за счет санкций. Насколько успешно с этой задачей справляются кубанские предприятия? Какие предприятия получили новый вектор развития? Какие проекты планируется реализовать в ближайшие годы? Возможно, какое-то из производств планируется запустить в ближайшее время?
- Действительно, экономические условия последних лет повлияли на развитие и отдельных предприятий, и даже некоторых отраслей. Многие кубанские промышленники воспользовались политической ситуацией, санкциями и смогли переориентировать свое производство под новые потребности рынка.
Так, в крае увеличили объем выпуска лакокрасочной продукции, клея, полимерных материалов, некоторых видов фармацевтической продукции, например, инфузорных растворов и препаратов на основе йода.
Компания "Брис-Босфор", о которой я уже упоминал, начала активно расширять свое производство. Уже в следующем году они начнут выпускать кожаную обувь, которая в большой степени также заменит многие импортные аналоги.
И это не единственный пример. Взять хотя бы компанию "Еврохим-БМУ" в Белореченском районе, которая открывает цех по производству комплексных водорастворимых удобрений. А в Абинске ЭлектроМеталлургический завод ООО "АЭМЗ" скоро запускает новую очередь, там будут производить рифленую, оцинкованную и сварочную проволоку. Так что санкции нам оказались только на руку и дали своеобразный толчок к развитию новых производственных линий.
- На Кубани большое количество промпредприятий, и неизбежно некоторые из них оказываются нерентабельны, начинаются процедуры банкротства. При этом часть предприятий удается вернуть к жизни за счет новых инвесторов, смены собственников. Какую долю предприятий удается таким образом возродить? Реализуются ли какие-то крупные проекты такого типа сейчас? Есть ли планы реанимировать еще какие-то предприятия?
- Сегодня в крае в стадии банкротства не более 25 промышленных предприятий, у которых остались значимые активы - цеха, оборудование или материалы. Департамент промышленной политики совместно с коллегами из департамента инвестиций, министерства экономики и администрациями муниципальных образований постоянно ищут потенциальных инвесторов на эти комплексы. Кроме того, в этом году мы впервые представили банкротные предприятия на российском инвестиционном форуме в Сочи.
Стоит отметить, что такие объекты интересны потенциальным инвесторам. Объясню почему: все они уже имеют готовые площадки, которые, как минимум, обеспечены коммуникациями и подъездными путями. Это существенно снижает порог входа в проект.
Такая активная работа в данном направлении, безусловно, приносит и результаты. Например, одно из крупнейших станкостроительных предприятий страны - завод им. Седина - обрело, наконец, своего инвестора. Сейчас там ведутся работы по воссозданию, можно сказать, возрождению, станкостроительного производства.
Кроме того, в Армавире на базе обанкротившегося предприятия Главнефтеснаб создано две новых компании. Теперь там выпускают продукцию для предприятий нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли, а также металлоконструкции. В результате создано 40 новых рабочих мест и в перспективе штат сотрудников будет расширяться.
Еще один пример - имущественным комплексом банкротной компании "Сан-Райз" заинтересовался потенциальный инвестор, планирующий запуск швейного производства. В настоящее время ведутся переговоры с арбитражным управляющим по организации сделки.
Такая же работа идет еще по нескольким площадкам. Уверен, что уже в следующем году мы вам расскажем о старте нескольких новых производств.
- Произошли ли за последние год-два какие-то изменения в условиях работы инвесторов на территории края?
- Главный показатель постоянных положительных изменений инвестиционного климата - это количество реализуемых инвестпроектов. За последние два года их число выросло в 1,5 раза - до 360 крупных проектов общей стоимостью 1,4 трлн рублей. Это произошло в том числе и потому, что мы постоянно совершенствуем региональное законодательство, которое предусматривает существенные преференции и льготы по региональным налогам и возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов.
- До конца года должна была завершиться разработка долгосрочной стратегии развития региона. Понимаем ли мы, какое место в этой стратегии занимает промышленный сектор? Каких плановых показателей он должен достичь в результате реализации мероприятий стратегии?
- Сегодня мы видим несколько приоритетов для развития промышленности в крае. В первую очередь, это развитие производства импортозамещающей продукции. Еще одна приоритетная задача - создание промышленных парков, которые могут собрать на своей территории разные производства. На сегодняшний день нашей целью является дозагрузка существующих мощностей и создание новых высокотехнологичных производств. Эти шаги должны привести к росту объемов производства широкого ассортимента продукции на территории региона.
Конечно, при определении приоритетных направлений мы опираемся на основные секторы экономики Кубани. Мы, в первую очередь, аграрный и курортный регион - значит, мы сами себя должны обеспечить всем, что требуется этим отраслям - от комбайнов до мебели и постельного белья. При этом мы понимаем, что развитие этих основных отраслей влечет за собой и развитие смежных направлений.
- Отдельным блоком хочется поговорить про развитие электротранспорта в регионе. Какие прогнозы по росту числа электромобилей по итогам этого года? Какие вопросы нормативной базы требуется решить в этой сфере?
- Сегодня в крае зарегистрировано около 50 автомобилей, оснащенных электродвигателями. И ежегодно их количество увеличивается. Думаю, пока рано делать прогнозы о развитии электрокаров, тем более говорить об экономическом эффекте. Однако для края стимулирование использования экологически чистого транспорта - один из приоритетов. Сегодня мы предпринимаем ряд шагов для того, чтобы сделать электрокары более привлекательными и доступными и для жителей, и для бизнеса. Например, анализируем возможность корректировки некоторых краевых законов.
Так, мы думаем над тем, чтобы внести поправки и освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, также предоставить возможность передвигаться по выделенным полосам и некоторые другие меры.
Специально созданная межведомственная рабочая группа изучает все нюансы, и, уверен, скоро мы сможем сформировать конкретные предложения.
Однако мы прекрасно понимаем, что должного развития электроавтомобили не получат, пока не появится соответствующая инфраструктура. В первую очередь, речь идет о зарядных станциях. Сегодня в Краснодаре работает три таких электрозаправки, а до конца года их станет уже 10. Они будут бесплатны для пользователей, и более того, там будет и бесплатное парковочное место. В начале следующего года такие же зарядные станции появятся и в курортных городах края - в Анапе, Геленджике и Горячем Ключе их будет по пять, а в Сочи - 10.
Кроме того, мои коллеги в департаменте инвестиций работают с несколькими проектами, которые позволят жителям и гостям края, что называется, попробовать такие автомобили в деле - это проекты по аренде элекрокаров и электротакси.