Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

На Ямале открыли новый международный транспортный коридор

15 ноября 2013, 16:00 дата обновления: 15 ноября 2013, 16:27 UTC+3
Узловой частью проекта станет строящийся новый российский порт Сабетта
Материал из 1 страницы
© Фото пресс-службы губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
© Фото пресс-службы губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

САЛЕХАРД, 15 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Российский союз промышленников и предпринимателей успешно открыли новый международный транспортный коридор, узловой частью которого является строящийся на Ямале новый российский порт Сабетта. Благодаря этому отечественные промышленники получают самый эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а Россия - развивает свое уникальное конкурентное преимущество на международных торговых путях.

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал) после уникальной двухмесячной экспедиции благополучно вернулось судно "Инженер Трубин". Ее уникальность состояла прежде всего в том, что "Инженер Трубин" стал первым судном, вышедшим с коммерческим грузом из нового российского арктического порта Сабетта, который сейчас строится возле одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал, в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути. До этого из Сабетты по этому маршруту никто никуда ничего в таких количествах не возил.

Эта экспедиция явилась еще одним доказательством высокой эффективности Северного морского пути (СМП) - исконно российского транспортного маршрута, который сейчас интенсивно возрождается усилиями федеральных властей и северных регионов: Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской области, Камчатского края. И главным здесь, пожалуй, является Ямал. Создаваемые на его территории производственные мощности и транспортная инфраструктура уже в ближайшее десятилетие будут способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 (!) раз.

Уникальное преимущество

Если внимательно посмотреть на карту мира, то можно легко заметить, что крупные партии товара из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в Европу можно доставить тремя путями - по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал (так называемый южный маршрут) и вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана по Северному морскому пути. При этом перевезти тонну груза, как показывает мировая практика, по морю стоит на 30-60% дешевле, чем по железной дороге, не говоря уже о перевозке автотранспортом и самолетом. Поэтому морским транспортом сейчас перевозится в мире уже 62% грузов. А к 2030 году объем морских грузоперевозок, по мнению экспертов по логистике, может увеличиться еще в три раза, до 26 млрд тонн в год. Торговый маршрут Европа - страны ЮВА не исключение: львиная доля грузов по нему идет "южным" морским путем.

Однако Северный морской путь короче южного, и на нем практически нет простоев, связанных с узостью каналов и проливов. Поэтому время нахождения судна в рейсе, например, из Роттердама (Нидерланды) до китайских портов по СМП оказывается меньше на 20%, до южнокорейских - на треть, а до японских - почти наполовину по сравнению с "южным" маршрутом. "Если принять во внимание сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие показатели, определяющие тарифы на перевозки, Северный морской путь может снизить стоимость рейса крупного судна, перевозящего грузы в контейнерах, на целых 20%, приблизительно с $17,5 млн до $14 млн, что позволит сэкономить миллиарды долларов в год", - уверен американский эксперт Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон. С ним солидарен и его российский коллега - капитан морского порта Петропавловск-Камчатский Анатолий Иванов. "Два года назад я лично общался с представителями одной сингапурской компании, и они мне задали вопрос прямо: мы собираемся пойти по Севморпути, расскажите, что для этого нужно? Я спросил, почему их интересует этот путь. Ответ был простой: во-первых, эта дорога - из Европы в Азию - самая короткая, об этом уже давно всем известно. Но не менее важен второй момент: при перевозках через Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан и далее в Азию риски судоходства в отношении угрозы пиратства и захвата судов очень велики, причем страховые компании их не покрывают", – подчеркивает он.

Однако до недавних пор достоинства Севморпути практически полностью перечеркивались двумя факторами - наличием льдов и крайней слабостью береговой инфраструктуры для обеспечения безопасного и эффективного прохождения судов. Та береговая инфраструктура СМП, которая была построена в советское время, в том числе арктические порты, пришла в упадок, и в начале этого века по Севморпути ходили суда лишь с тем грузом, который иначе было никак не доставить, - сухогрузы "Норильского никеля" или суда, задействованные в обеспечении северного завоза.

Идем в Арктику

Перелом в этой ситуации наступил несколько лет назад, когда в Российском государстве окончательно осознали, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и всего мира в наступившем веке. По подсчетам экспертов Международного энергетического агентства, к середине XXI века запасы газа в Арктике могут обеспечить 40-55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их насчитывается около 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные запасы - еще около 22 трлн. Поэтому "Газпром" в прошлом году уже запустил в эксплуатацию на полуострове Ямал первую очередь одного из крупнейших в мире газовых месторождений - Бованенковского, а компания НОВАТЭК в северо-восточной части этого полуострова начала строить завод по сжижению природного газа (СПГ) на базе Южно-Тамбейского месторождения производительностью 15 млн тонн СПГ в год (проект "Ямал-СПГ"). Плюс новые проекты в ЯНАО и на севере Красноярского края по добыче нефти, которые могут увеличить приток черного золота в этих регионах совокупно на 80-100 млн тонн в год.

Для создания подобных проектов и их дальнейшей эффективной реализации нужна не менее эффективная инфраструктура. Поэтому в прошлом году в районе ямальского поселка Сабетта и началось строительство нового (и единственного пока в России) арктического порта, главной задачей которого на первом этапе предусматривалась транспортировка сжиженного природного газа проекта "Ямал-СПГ" по Северному морскому пути в страны ЮВА. Однако руководство ЯНАО во главе с губернатором округа Дмитрием Кобылкиным практически сразу начало доказывать федеральному центру, что этот порт нужно сделать многопрофильным и рассматривать его в качестве нового узлового порта на Севморпути. И это очень правильная позиция, поскольку, если опять же внимательно посмотреть на карту, то обнаружится, что в России на 10 тыс. км северной береговой линии приходится только два узловых порта - Мурманск на западе и Петропавловск-Камчатский на востоке (Тикси, Певек, Дудинку при всем уважении к ним узловыми портами сейчас назвать никак нельзя). И ямальская Сабетта, находящаяся практически посередине между ними, и должна играть роль нового базового порта на Севморпути, куда могли бы заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины Сабетты после проведения дноуглубительных работ позволят этому порту принимать крупнотоннажные океанские суда, такие, например, как танкеры-газовозы типа Suezmax усиленного ледового класса 1А с максимальной осадкой 17 м.

"Новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике", – подчеркивает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. И именно в таком виде - как многофункциональный узловой арктический порт - Сабетта сейчас фигурирует и в документах по развитию арктической зоны России, и в транспортной стратегии нашего государства до 2020 года. По мнению заместителя главы министерства транспорта РФ Виктора Олерского, по предварительным данным, порт Сабетта ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.

Более того, в Сабетте сейчас строится аэродром, предназначенный для приема всех типов самолетов, а в самом округе началась подготовка к строительству Северного широтного хода (СШХ) - железной дороги, которая должна связать воедино западную и восточную части ЯНАО, а затем дать возможность прямого доступа к порту Сабетта до 30 млн тонн грузов в год не только с Урала, но и со всей страны.

На строительство морского порта "Сабетта" в федеральном бюджете зарезервировано почти 47,3 млрд рублей. За счет этих денег в акватории будущего порта уже ведутся работы по углублению дна, создается судоходный канал в Обской губе. С 2014 года частными инвесторами в порту начнется возведение причальных стенок, от одной из которых в 2017 году должен отвалить первый газовоз, груженный сжиженным природным газом проекта "Ямал-СПГ". Аэропорт Сабетта, строительство которого ведется также на федеральные деньги, должен открыться в 2014 году. Однако на Ямале ждать не стали и отправили первый многофункционый груз из нового арктического российского порта в Китай уже сейчас.
Тюмень - Сабетта - Китай

О том, как нынешним летом снаряжали первую транспортную экспедицию по маршруту Тюмень - Сабетта - Китай, можно написать отдельную книгу. Организаторами этого рейса выступили администрации Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской области и Российского союза промышленников и предпринимателей. Для перевозки был зафрахтован теплоход "Инженер Трубин", принадлежащий Северному морскому пароходству. Дедвейт судна - 7049 тонн. Оно оборудовано для перевозки генеральных грузов, контейнеров и пилолеса.  Ледовый класс - 1 А Super (усиленный ледовый).

По словам губернатора ЯНАО, этот проект изначально задумывался как коммерческий, без участия бюджетных средств. Поэтому груз подбирали с таким расчетом, чтобы он был востребован по обе стороны Севморпути и в конечном счете окупил экспедицию. И тут организаторов ждали неожиданные сюрпризы. "Например, мы не смогли найти сертифицированного сухого молока, хотя спрос в Китае на него есть. Поэтому упор в первой экспедиции сделали на экспорт уральской древесины и металла. В качестве импорта рассматриваем цемент, камень, насосно-компрессорную трубу. И для нас тоже стало удивлением, что, по расчетам экономистов, привезти камень из Китая по Северному морскому пути оказывается намного дешевле, чем по железной дороге даже с Полярного Урала. Конечно, можно говорить, что патриотичнее везти хоть и дорогое, но свое. Но ведь на это можно посмотреть и с другой стороны. Россия традиционно сырье экспортировала, а мы ломаем эту философию. Мы можем более дешевое сырье завозить, например, для строительных работ, а собственным камнем уйти в более глубокую переработку и сделать товар более конкурентоспособным, оставив у себя НДС", - размышляет губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Кроме того, ямальский губернатор до начала экспедиции специально летал на Камчатку, чтобы изучить обстановку в этом ключевом (с востока) для Севморпути регионе. "Наше сотрудничество может стать стартом развития новых межрегиональных связей между Севером и Дальним Востоком страны. Уверен, что это выгодно как с экономической, так и с социальной точек зрения. Это даст жителям севера и востока России надежду, у регионов откроется второе дыхание, а азиатские рынки станут для нас значительно ближе", – убежден Дмитрий Кобылкин.

"Инженер Трубин" отправился в свой экспериментальный рейс из Сабетты 30 июля. Он преодолел в общей сложности 12 тыс. морских миль, побывал в китайских портах Тяньцзынь и Далянь, дважды за навигацию прошел Северным морским путем и в начале октября встал под разгрузку в районе ямальского поселка Новый Порт. Детальный "разбор рейса" еще впереди, но предварительные данные говорят о том, что и с экономической, и с политической точки зрения первая экспедиция по Севморпути из Западной Сибири в Китай с уральскими товарами удалась.

"Несмотря на неизбежные в любом новом деле сложности, надо открывать ворота для нашей продукции в направлении стран Юго-Восточной Азии. И первая экспедиция по маршруту Тюмень - Сабетта - Китай эту задачу выполнила. А дальше российские компании, бизнес будут подтягиваться, делать свою продукцию более конкурентоспособной, и по этому маршруту уже сами будут выходить на восточный рынок. Это мы проходили на собственном опыте. Ямал же не всегда экспортировал за рубеж оленину. Но мы поставили перед собой эту задачу и сейчас экспортируем мясо северного оленя и изготовленные из него деликатесы в Европу. Поэтому дальше надо двигаться только вперед", - оценивает предварительные итоги экспедиции ямальский губернатор. И, очевидно, в следующую навигацию по проложенному ямальскими властями маршруту двинутся уже самостоятельные караваны судов, груженных товаром уральских промышленников.

Открытый путь

Строительство нового морского порта Сабетта и связанной с ним железнодорожной, автомобильной и авиационной инфраструктуры, конечно, окажет огромное влияние на развитие ЯНАО. Это и десятки тысяч новых рабочих мест, и новые налоги в окружную казну, и повышение устойчивости экономики округа, которая сейчас в основном формируется вокруг добычи газа и нефти.

При этом, правда, мировая общественность продолжает спорить о темпах скорости таяния мировых льдов в Арктике, то есть о том факторе, который существенно определяет перспективы развития и нового российского арктического порта, и Севморпути в целом. По данным Норвежского института морских исследований, прошлым летом на поверхности Баренцева моря была зафиксирована рекордно высокая температура за всю историю наблюдений этого показателя с 1951 года. Подобные показатели были отмечены учеными разных стран и в других северных морях, а в целом в середине сентября прошлого года лед покрывал Арктику лишь на 3,4 млн кв. км, что тоже стало рекордом за всю историю наблюдений.

Однако в этом году к середине сентября, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) минимальная площадь ледового покрова в Арктике увеличилась на 40%, до 4,8 млн кв. км. И это, по мнению руководителя программы "Климат и энергетика" WWF России Алексея Кокорина, означает, что говорить о легком и свободном судоходстве по Северному морскому пути в ближайшее время было бы преждевременно. "Свободным ото льда СМП будет лишь в отдельные недели отдельных лет - не более", - уверен Алексей Кокорин. Консервативен в оценках перспектив Севморпути и  глава компании AP Moller-Maersk (она занимается мировыми контейнерными перевозками) Нильс Андерсен. "Это не краткосрочные перспективы. Мы будем видеть, как все больше единичных кораблей идут через Арктику. Но реальность такова, что для коммерческих перевозок, таких как контейнерные перевозки, ничего не изменится в течение следующих 10-20 лет", – цитирует его слова The Financial Times.
Однако российские власти, основываясь не только на климатических прогнозах, но и на фактических данных об интересе грузоперевозчиков, настроены куда более оптимистично. "Совершенно очевидно, что климат меняется. Сейчас уже не так важны причины этих изменений, важно, что это происходит. И уже понятно, что навигация, скажем, в северных широтах может продолжаться и 100 суток, а может, и 150 суток. Открываются новые регионы для экономической деятельности. Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится все более оживленным. В прошлом году по сравнению с 2011 годом объем перевозок по Северному морскому пути вырос на 53% и превысил 1,26 млн тонн. В 2013 году этот показатель уже составил 1,5 млн тонн. К 2015 году, по прогнозам, объем должен достичь 4 млн тонн. Строительство современного арктического порта должно закрепить эту тенденцию", – заявил на Третьем международном форуме "Арктика - территория диалога", который в конце сентября прошел в Салехарде, президент России Владимир Путин.

По мнению российского президента, Северный морской путь, проходящий вдоль наших берегов, - это реальная альтернатива Суэцкому каналу для доставки грузов из Азии в Европу. И большинство мировых грузоперевозчиков это уже прекрасно поняли. По данным директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константина Пальникова, с 1 января по 20 сентября 2013 года на прохождение арктическими трассами уже была подана 631 заявка (удовлетворены из них - 532). Такого количества заявок на прохождение Севморпути не было никогда. Причем навигация еще не закончилась, поэтому заявки продолжают поступать.

В этом году, например, первый коммерческий рейс по СМП совершило китайское судно. Сухогруз Yong Sheng китайской государственной компании Cosco Shipping 15 августа вышел из порта Далянь с грузом 19 тыс. тонн металлических изделий и 10 сентября прибыл в голландский порт Роттердам. Итого - 35 дней. Если бы Yong Sheng шел традиционным "южным" путем через Суэцкий канал и Средиземное море, на дорогу бы он потратил 48 дней.

Китай, по словам директора китайского Полярного научно-исследовательского института Хуэйгеня Яна, к 2020 году намерен уже 15% своего внешнеторгового оборота направлять морским путем вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. "Если маршрут будет конструктивно подготовлен, тогда он будет пользоваться спросом, причем огромным", – сказал он нынешней весной в Осло на конференции по перспективам Арктики, организованной журналом Economist.

Россия, конечно, готовится к такому наплыву гостей на свои арктические морские трассы. "В этом году вступила в силу новая редакция федерального закона "О Северном морском пути", а также новые правила хождения по нему, разработанные Министерством транспорта России. Правительством РФ принято решение о строительстве новых атомных и дизельных ледоколов, которые придут на смену отработавшим свой срок судам. В 2012 году началось строительство первого из запланированных трех атомных ледоколов нового поколения. Развернута обширная гидронавигационная работа - промеры новых, более северных и глубоких трасс Севморпути и их картографирование. Началось создание и обустройство десяти новых поисково-спасательных центров вдоль всего Северного морского пути. В ближайшее время планируется запуск новой группировки спутников, которые будут обеспечивать навигацию и связь в Арктике", - перечисляет посол по особым поручениям МИД РФ, представитель России в Арктическом совете Антон Васильев.

Кроме того, наша страна активно развивает международное сотрудничество в транспортной сфере. В августе этого года Севморпуть с инспекционной поездкой посетил генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Коджи Секимицу. Он ознакомился с организацией плавания судов в акватории СМП, мерами обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. И по словам представителей Минтранса РФ, российские меры по организации плавания судов во льдах могут лечь в основу Полярного кодекса, который сейчас разрабатывает ИМО (этот кодекс станет обязательным для всех судов, плавающих в полярных водах, в том числе по СМП).

Но при этом Россия жестко настроена на то, что развитие и функционирование Севморпути находится в исключительной национальной компетенции. "Сингапур, Китай, Индия считают, что они имеют право командовать на Севморпути. Говорю с этой трибуны: только Россия там командует", - заявил заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов на открытии международного форума "Транспортно-транзитный потенциал" в Санкт-Петербурге.

Знаком серьезности этих намерений стали как минимум три факта. Летом этого года духовенство Нарьян-Марской и Мезенской епархии во главе с епископом Иаковом на новом сторожевом корабле проекта ПС-825, построенном в Санкт-Петербурге для охраны арктических границ России, прошли крестным ходом по Северному морскому пути от Мурманска до Невельска (остров Сахалин). В это же время отряд боевых кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий" провел учения на трассе СМП и доставил все необходимое для восстановления военной базы на Новосибирских островах (территориально они относятся к Якутии). "Сейчас современные технологии позволяют нам развернуть там полноценный военный городок, который будет выполнять сразу несколько функций. Там будут находиться не только военнослужащие по своему прямому предназначению, там будут работать метеорологи, сотрудники МЧС, которые все вместе должны будут обеспечить безопасное использование Севморпути", - подчеркнул президент России Владимир Путин на встрече с секретарями первичных отделений партии "Единая Россия". И наконец, реальная сила в сентябре этого года была применена к команде судна Greenpeace Arctic Sunrise. В середине августа этому судну администрацией Севморпути было отказано в разрешении на проход по этой трассе, но отказ был проигнорирован.  В конце августа российские пограничники вынудили Greenpeace Arctic Sunrise покинуть Карское море и уйти с СМП. Однако в середине сентября это судно обнаружилось в Печорском море. После того как люди, находящиеся на его борту, попытались высадиться на нефтедобывающую платформу "Приразломная",  Arctic Sunrise пришлось принудительно доставить в Мурманск, а затем в Санкт-Петербург.

Таким образом, Россия и все мировое сообщество интенсивно готовится к превращению Северного морского пути в одну из главных транспортных артерий планеты. При этом движение по этой магистрали будет организовано с соблюдением самых жестких норм безопасности как для людей, так и для окружающей среды. И одна из главных ролей в возрождении и развитии Северного морского пути отведена Ямалу и его новому порту Сабетта.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама