Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Моногорода Иркутской области должны получить на диверсификацию не менее 5 млрд рублей

30 декабря 2013, 15:00 дата обновления: 31 января 2014, 15:00 UTC+3

О перспективных проектах территории на юге Байкала рассказал министр экономического развития РУСЛАН КИМ

Поделиться
Материал из 1 страницы
© пресс-служба Правительства Иркутской области

Иркутская область, добившись закрытия Байкальского ЦБК, полвека работавшего на берегу уникального озера, оказалась перед новым вызовом – на этот раз экономическим. Депрессивную зону юга Байкала региональные власти рассчитывают сделать зоной развития. О перспективных проектах на этой, и не только, территории корр. ИТАР-ТАСС рассказал министр экономического развития РУСЛАН КИМ.

- Закрытие Байкальского ЦБК открывает новые перспективы для развития юга Байкала. Однако инвестиционный потенциал этой площадки зависит, прежде всего, от инфраструктурной обеспеченности. Это требует серьезных бюджетных вливаний. Может ли регион в этом плане рассчитывать на поддержку из федерального бюджета?

- Байкальск входит в число шести моногородов, расположенных на территории Иркутской области, вместе с Усть-Илимском он уже получал федеральные субсидии 473,3 млн рублей на реализацию проектов, вошедших в комплексный инвестиционный план /КИП/. Задача КИПов – создать объекты инфраструктуры, которые способствовали бы привлечению инвестиций и, в конечном счете, снижению монозависимости от действующих предприятий. В декабре мы осуждали с федеральными министерствами и ВЭБом необходимость поддержки наших моногородов.

Комплексная заявка нами сейчас готовится, мы рассчитываем, что в ближайшие три года на диверсификацию их экономики будут направлены не менее 5 млрд рублей. Это средства не только федерального и областного бюджета, но и "длинные" деньги частных инвесторов. Кстати, в этом мы видим обязанность собственников и самих градообразующих предприятий.

В Слюдянском районе /к нему административно относится Байкальск – прим.ТАСС/ расположены две территории кластерного типа: туристская особая экономическая зона "Ворота Байкала" и новый индустриальный парк "Байкальский". Он ориентирован, главным образом, на поддержку перерабатывающих производств, которые появятся здесь к 2015 году. На создание инфраструктуры парка /инженерных сетей, автодороги/ из федерального бюджета выделено порядка 350 млн рублей. Импульс развитию всего юга Байкала придаст проект по расширения границ ОЭЗ. В конце года мы представили в Минэкономразвития необходимый для этого пакет документов, он сейчас рассматривается. Решения наблюдательного совета ОАО "ОЭЗ" по этому поводу мы ожидает до конца первого полугодия. Расширение ОЭЗ привлечет дополнительно на ее развитие – порядка 7-10 млрд руб.

Госпрограммы по развитию транспортной системы и по охране озера Байкал тоже непосредственно связаны с инфраструктурным развитием: по одной из них будет расширена автотрасса Иркутск-Листвянка, по другой – проведены работы по берегоукреплению в Слюдянском районе.

- Какие новые участки предполагается включить в ОЭЗ "Ворота Байкала", и как это увеличит число резидентов зоны?

- Мы предложили ко включению экопарк Теплые озера в долине реки Снежная, Кругобайкальскую железную дорогу, порт Байкал, два участка в районе Листвянки и часть бухты Песчаной. Войти в ОЭЗ может также часть промплощадки БЦБК  и примыкающее к ней побережье – там предполагается разместить, в том числе, музейно-выставочный комплекс "Заповедники России".  Важно, что все эти площадки на данный момент уже развиваются, наша задача – чтобы они развивались цивилизованно. Несмотря на территориальную разъединенность, у них будет общая концепция развития. Ее сейчас разрабатывает "Стратеджи Партнерс Групп" /"дочка" Сбербанка разрабатывала концепцию ОЭЗ в действующих границах – прим. ТАСС/.

- Проект по строительству судоверфи в Байкальске остается сегодня актуальным? Некоторое время назад сообщалось, что интерес к нему проявляют корейские инвесторы.

- У корейцев есть желание инвестировать. Они это подтвердили на последних переговорах  в конце ноября. Но пока еще не решена проблема с 643-им постановлением правительства РФ /от 30 августа 2001 года "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории" – прим. ТАСС/. Мы предложили исключить из него 7 видом экономической деятельности, 4 вида /розлив питьевой воды, сбор и переработка ягод, овощей и дикорастущих растений, производство фито-препаратов/ согласованы межведомственной комиссией, сейчас по ним готовится проект правительственного постановления, мы ожидаем его выхода в ближайшее время. По остальным трем видам деятельности /глубокая деревопереработка, судостроение и строительство угольных котельных/ мы продолжаем работу. Если судостроение в Центральной экологической зоне будет разрешено, уверен, проблем с инвестициями у нас не возникнет. Кроме корейских компаний, интерес к этому проявило российское-итальянское совместное предприятие. И те и другие на сегодняшний день обладают самыми передовыми технологиями в области судостроения, но обязательным требованием к ним остается соответствие экологическому законодательству.

- Какой объем частных инвестиций вы рассчитываете привлечь на верфь в Култуке?

- По сравнению с нашими мега-проектами по глубокой переработке природных ресурсов это проект небольшой  - средний бизнес, - хотя он очень важен для нас. Нет никакой необходимости строить здесь крейсер "Аврора", но нам нужно обслуживать и ремонтировать тот флот, который ходит по Байкалу, а это ни много ни мало 30 тыс судов. Мы будем развивать флот на Байкале, его давно пора модернизировать. Единственная возможность для туристов оценить уникальное озера – это круизные маршруты.

- В правительстве региона обсуждалась возможность наделения статусом "моногород" еще одного населенного пункта - Тайшета. С чем это связано?

- Да, в списке моногородов у нас значатся Байкальск, Шелехов, Саянск, Усть-Илимск, Черемхово и Железногорск-Илимский, мы будем добиваться включения других территорий  - в первую очередь, Тайшета и Нижнеудинска.  В обоих городах  сегодня сохраняется зависимость от структур РЖД.

- Разве перспектива строительства "РУСАЛом" Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики не снимает монозависимости Тайшета?

- Проект "РУСАЛа" крайне важен для нас. Но стратегически было неправильно строить планы по развитию территории, говоря о нем, как об уже реализованном.

- В число проблемных сегодня попадает и город Усолье-Сибирское в связи с закрытием производства группы "НИТОЛ" /совместный проект РОСНАНО и Сбербанка по производству поликристаллического кремния/. Правительство области практически одновременно заявляет и о попытках организовать в Усолье производство солнечных батарей, и о переговорах с "Роснефтью" об организации здесь нефтегазохимического производства…

- Если вы о противоречиях, то их здесь нет. Вы посмотрите на "Усольехимпром" /завод закрылся в 90-е гг, НИТОЛ расположен на его площадях – прим.ТАСС/ хотя бы с самолета – это же монументальное творение! Его площадей спокойно хватит на несколько производств, кроме того, здесь имеется профицит энергетических мощностей, а избыток, например, тепла – это потенциальная возможность для газохимии.

- Значит ли это, что Вы считаете, что у НИТОЛа есть шанс на будущее?

- Потенциал и перспективы производства поликремния в том виде, в котором оно существует сегодня, стремятся к нулю. В текущих рыночных условиях не будет той себестоимости, которая позволит этому продукту быть конкурентоспособным. Но это не означает, что производство нельзя диверсифицировать и наладить на базе существующей инфраструктуры  - а ее терять нельзя -  альтернативное производство. Мы обсуждаем этот вопрос с российскими компаниями, работающими в сфере электроники. В число задач этой госкорпорации входит, в том числе, и обеспечение государственных оборонных потребностей, а это не возможно без развития микроэлектроники. Поэтому мы и призываем Сбербанк и РОСНАНО к конструктивной государственной позиции, которая бы шла несколько дальше простого банкротства компании и попытки возврата вложенных средств любыми способами.

- Что касается перспективы нефтегазохимии на площадке в Усолье, с кем еще, кроме "Роснефти", вы ведете переговоры?

- Косвенно это зависит от планов по газификации региона и оттого, насколько успешными будут переговоры в этом направлении. Усольская площадка могла бы быть интересна ряду средних компаний. Из крупных, пожалуй, стоит отметить только АФК "Система", рассматривающую возможность размещения здесь своих нефтеперерабатывающего производства.

- В 2013 году у Иркутской области появилась "Корпорация развития", в ее уставной капитал были направлены 1,9 млрд руб на софинансирование перспективных инвестпроектов. Какие компании получат эти средства?

- Расширенный перечень проектов уже определен. Решения об ее участии в каждом конкретном проекте будет принято после того, будут проведены дополнительный анализ, в том числе маркетинговый – как правило, не технологии, а именно маркетинг остается слабой стороной российских проектов. Задача Корпорации – на каждый бюджетный рубль привлечь 5 внебюджетных.

Проекты, финансируемые только из корпорации, не будут одобряться советом директоров. Этот инструмент развития направлен, прежде всего, на инфраструктурные проекты.

- В 2014 году будет дофинансирование уставного капитала "Корпорации развития"?

- Пожалуй, что нет. Не вижу смысла. Корпорация является оператором по индустриальным паркам /"Байкальский", "Чистые ключи" - прим. ТАСС/, в сферу ее компетенции войдет также развитие моногородов. Вместе с Внешэкономбанком и ОАО "РосОЭЗ" она учреждает управляющую компанию, которая займется проектированием, строительством и обслуживанием инфраструктуры юга Байкала. Работа Корпорации не должна быть зациклена на софинансировании проектов.

Беседовала Екатерина Слабковская, Иркутск.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама